Порно с отягчающими обстоятельствами

Сюжеты носятся в воздухе: девушка становится свидетелем убийства в результате съемок порнографического кино – это и фильм Аменабара, и совместная интернациональная лента с Зудиной и Янковским

Немой свидетель (Mute Witness)
Россия – США – Германия – Великобритания, 2002
Режиссер: Энтони Уоллер
В ролях: Марина Зудина, Фэй Рипли, Эван Ричардс, Олег Янковский

Однажды в библиотеке я стал свидетелем следующего диалога. Посетительница поинтересовалась у библиотекарши: "Эрих Мария Ремарк, это кто – мужчина или женщина?". Библиотекарша пару секунд подумала и решительно заявила, что, видимо, женщина – раз присутствует "Мария". Это я к тому, что напутано на Западе с именами. Вот и героиню нового фильма зовут почему-то Билли.

Билли (Марина Зудина) – немая американка. Будучи мастерицей по киношным спецэффектам (не компьютерным, а традиционным – крови, ножам, пистолетам), она участвует в съемках совместного российско-американского фильма. Съемки проходят в столице нашей Родины, в очень неновой студии с пыльными павильонами и длинными зловещими коридорами. После очередного дня съемок Билли случайно оказывается запертой на студии. Прогуливаясь ночью по пустующим помещениям, она становится свидетелем создания порнографического кино, которое ненавязчиво переходит в убийство (см. "Снафф" в этом же обзоре). Остаток времени Билли убегает от преступников: сперва по студии, потом по Москве, затем снова по студии.

Во время просмотра первое время изрядно напрягает вторичность сюжета, в особенности по отношению к "Беспокойному свидетелю". Как пел Владимир Семенович, "это смутно мне напоминает индо-пакистанский инцидент". Та же немая свидетельница, то же убийство и даже опять шахта лифта. Напрягает, пока не разберешься с датами. Фильм-то, оказывается, снят еще в 1994 году. Так что это "их" "Свидетель" вторичен по отношению к нашему! В обоих фильмах присутствует изрядная доля черного юмора, что еще более увеличивает сходство. Но если их продуктом лично я не проникся, то нашим – вполне. Возможно, благодаря присутствию более близких и понятных российских актеров, в особенности Янковского, которого упорно пинают в пах, бьют по голове и взрывают.

Очень своеобразно решается проблема английского языка. Много лет нам говорили: вот, кабы знали наши актеры этот язык, уже весь Голливуд затоптали бы. Поскольку же английский наши "звезды" учить по-прежнему не рвутся, нужно сделать так, чтобы всех немых во всех фильмах играли только российские актеры. Жалко, саммит Путина и Буша закончился – такие вещи нужно решать на высшем уровне. Пусть примут такой закон вместо отмены пресловутой поправки Джексона – "Веника". Правда, герой Янковского говорит вполне прилично, а объясняет это следующим образом:
– Вы хорошо говорите по-английски.
– Моя мать была переводчицей.
– В университете?
– В КГБ...

В целом – удачный фильм. Вначале обилие штампов раздражает, но после первой трети расслабляешься и получаешь удовольствие, поскольку саспенс постепенно уступает место стёбу, довольно легкому и часто остроумному.


Эксперимент (Das Experiment)
Германия, 2001, 114 мин.
Режиссер: Оливер Хиршбигель
В ролях: Мориц Бляйбтроу, Кристиан Беркель, Оливер Стоковски

Ученые экспериментаторы исследуют человеческое поведение в различных экстремальных условиях. Очередным вопросом стало поведение в тюрьме. Была набрана группа добровольцев из 20 человек, которые поделились на охранников (8 человек) и заключенных (12). Охранники призваны поддерживать порядок, зэки – соблюдать правила внутреннего распорядка. Правила, на первый взгляд, не суровые, а охранникам запрещено применять физическую силу. Но эксперимент очень быстро выходит из-под контроля, ведя к эскалации насилия, жесткому противостоянию, а затем и к трупам.

Что интересно, история базируется на реальном "Стэнфордском эксперименте", имевшем место в 1971 году. Ну что с них взять... С немцев-то. Если им так хотелось понаблюдать людей в тюремных условиях, поехали бы в наши пионерские лагеря или армию и наблюдали бы вволю. Совершенно бесплатно. А то ведь в конце истории и до самих экспериментаторов добираются.

В целом же фильм, безусловно, стоит посмотреть. Он получил массу международных призов на фестивалях, преимущественно европейских. И это один из тех случаев (не частых), когда с мнением жюри можно и нужно соглашаться.


Снафф (Snuff)
Испания, 1996, 119 мин.
Режиссер: Алехандро Аменабар
В ролях: Анна Торент, Феле Мартинес, Эдуардо Норьега

"Снафф" – порно с плохим концом. Точнее, плохой концовкой (а вы что подумали?). Простой и незамысловатый секс там переходит в убийство одного из партнеров. Правда, отдельные продвинутые режиссеры иногда, опустив фазу "один" (секс), сразу переходят к фазе "два".

Студентка испанского ВГИКа пишет дипломную работу по аудио-визуальному насилию. Как пожарные и милиция искали безвестного героя, так и Анджела (Анна Торент) безуспешно ищет эмпирический материал для своей работы. Его ведь в обычном видеопрокате посмотреть не возьмешь. Она упрашивает своего научного руководителя подобрать ей что-нибудь в закрытом хранилище института. Профессор пошел в видеотеку, взял там чуть ли не первую попавшуюся кассетку, на которой оказался тот самый снафф. Причем убивают (фаза "один" пропущена) его бывшую студентку, пропавшую пару лет назад. Ничего себе кассетки у нас в институте хранятся! – подумал профессор и умер от разрыва сердца. Фильм окольными путями попал к Анджеле, и от научного исследования она постепенно переходит к детективному расследованию. В подозреваемые попадают сразу трое: ее знакомый Чема, волосатый неформал, собирающий собственную коллекцию подобных кассет; "мажор" Боско, парень симпатичный, но мутный; и новый научный руководитель, проповедующий свободу искусства.

Мощный и захватывающий триллер от Алехандро Аменабара, режиссера "Других". Фильм относится к его испанскому периоду. Сейчас же Алехандро, как известно, получил временную регистрацию в Голливуде и вроде бы претендует на постоянную прописку.


Федеральная защита (Federal Protection)
Режиссер: Энтони Хикокс
В ролях: Арманд Ассанте

Интересный получается обзор – все фильмы в нем похожи либо друг на друга, либо на другие фильмы. "Федеральная защита" – это "Девять ярдов" минус Брюс Уиллис, плюс Арманд Ассанте, минус юмор, плюс любовь.

У Анджелы (хоп! Даже имена в фильмах одни и те же) появляется новый сосед. Дом на той же стороне улицы покупает красавец-мужчина с пронизывающим взглядом и орлиным профилем (Арманд Ассанте). Минуте на 15-й выясняется, что Фрэнк – бывший мафиозо. Подельники мечтают его убить, а сам он намерен выступить в суде. На 20-й минуте Анджела узнает, что ее муж изменяет ей с ее родной сестрой, за что на 22-й минуте бьет подлеца по голове клюшкой для гольфа. С 23-й по 30-ю минуты между Анджелой и Фрэкном возникает светлое чувство. После 30-й и до конца первого часа сестра с позорно изгнанным из дома мужем отправляются в Чикаго, чтобы сдать Фрэнка подельникам и получить миллион долларов вознаграждения. Далее мафия гоняется за Фрэнком, Анджелой, сестрой и позорно изгнанным из дома мужем. Число персонажей фильма стремительно убывает в силу объективных причин, стремясь в итоге к двум.

Если вы не знаете вашего соседа с самого детства, будьте уверены – это бывший мафиозо, прячущийся по программе защиты свидетелей. Если вы знаете вашего соседа с детства, он, скорее всего, серийный убийца. В лучшем случае – просто псих. Режиссера Энтони Хикокса мы знаем давненько – со времен третьего "Восставшего из ада" и второго "Музея восковых фигур". Интересно, кто он?

Фильмы предоставлены прокатными компаниями "Союз-видео" и " Полигон".

Выбор читателей