40 суток без оргазма

Развеселая комедия о скудной половой жизни американской молодежи, целомудрии и эмансипации. Первый и единственный фильм Джоша Хартнетта, где у секс-символа не выбрит подбородок, а на лбу просматриваются прыщи

40 дней, 40 ночей (40 Days and 40 Nights)
США, 2002
Режиссер: Майкл Леманн
В ролях: Джош Хартнетт, Шэнинн Соссэмон, Пауло Костанцо, Адам Трезе


Пока веб-дизайнер Мэтт (Хартнетт) стаскивает с девушки трусики, всё идет по плану. Но потом он падает на кровать, и в потолке открывается черная дыра. Виной тому психическое отклонение, возникшее, когда Мэтта бросила гёрл-френд и он с горя ударился в промискуитет. Воображаемая дыра открывается каждые выходные, и снедаемый глюками бедняга Мэтт совершенно не может толком окунуться в разврат. Ситуация – критическая. Что делать?

Ясное дело: устроить сорокадневный пост. Уйти из секса на полтора месяца, чтобы не уйти из него навсегда. С грустной миной Мэтт складывает в коробку журналы с блондинками, контрацептивы, фотографии, любимый порнобоевик "In Diana Jones" и готовится к худшему: провести 40 суток без онанизма, петтинга и эротических снов. 40 бесконечных дней и ночей тотального "ни-ни!" без единого оргазма, спрессованных для удобства зрителей в 90 коротких минут.

Вопреки опасениям, "40 дней, 40 ночей" – это вовсе не минорная холостяцкая сага о вынужденном воздержании и даже не хроника неудачника в стиле "Дневника Бриджит Джонс", а скорее слегка возмужавший "Американский Пирог": одноразовый кинофарс без молодецкой удали прыщавых девственников, но с теми же шутками ниже пояса и беспрестанным "хочу-хочу-хочу". Местами смешно и ни разу не скучно. Вполне себе занятие на вечер.

Как и в эталонном "Пироге", секса как такового в фильме почти нет, зато трепа о нем – хоть услушайся. Дабы не зацикливаться на сексопатологии, сценаристы добавили два "соблазнительных" фактора. Во-первых, настырных коллег: прослышав об обете Мэтта, мужчины немедленно открывают тотализатор, а женщины с упорством Фродо Торбинса норовят воздержанца совратить. Это становится главным источником сомнительной комичности ситуаций: вот длинноногая кокетка зажимает Мэтта в подсобке, и он затравленно, бочком, едва ли не поскуливая, пытается проскользнуть к двери. Вот приятель подмешивает Мэтту в сок "Виагру", но стаканы перепутываются, и снимать напряжение в туалет галопом несется начальник. Вот друг и сосед по комнате сосредоточенно рассматривает простыни под специальной лампой, высвечивающей телесные жидкости, – праведник сконфуженно молчит, а зрители негромко похохатывают.

Во-вторых, внедрили растрепанную брюнетку Эрику (Соссэмон), славную девушку хрупкой комплекции, с которой у героя завязывается большой и несвоевременный лямур. Тут уже раскручивается чистопородная романтика, с робкими встречами, прогулками под дождем и – пиковая сцена – занятием любовью при помощи беленького цветка: Мэтт доводит засыпанную лепестками Эрику до непорочного оргазма и с угрюмым видом удаляется восвояси. К слову, то еще извращение...

Собственно, после разделения сюжета на жанровые составляющие по известному принципу мух и котлет (комедия и мелодрама явно идут по разным сторонам улицы), целомудрию места практически не остается. Действительно, о каком воздержании может идти речь, когда в кадре жмется чернобровый Джош Хартнетт, после "Перл Харбора" и "Черного Ястреба" разом ставший одним из самых "разыскиваемых" мужчин планеты по версии поисковика Google, 23-летний ловелас с золотой кредиткой (гонорар – $2 млн. за фильм) и суровым прищуром жителя рабочих окраин – это вам не дебиловатый пацан, покуривающий в туалете косяки. Отчет о сорокадневном простое такого парня – зрелище скорее печальное. Его, отчета, и нет.

Зато есть уютная сюрреалистичная микрофлора в стиле "Амели" или немецкого "Тарифа на лунный свет": решившемуся на воздержание Мэтту подмигивает дева Мария и машет ладошкой Иисус; ошалевший от бездействия Мэтт летает над равнинами си... грудей. Есть, не считая Хартнетта, плеяда сверхновых звезд Голливуда – например, пресловутая Шэннин Соссэмон, для которой "40 дней, 40 ночей" стал четвертым фильмом в принципе и уже вторым, после "Истории рыцаря", топовым. Есть все еще непривычное и режущее глаз помешательство на Интернете: чувства веб-дизайнера к кибер-няне (Эрика отыскивает и блокирует порносайты) растут и крепнут в декорациях дизайн-студии, заполненной "Макинтошами" и молодыми лоботрясами. В общем-то, списочек неплохой.

Но вообще, смотреть такие картины можно только в одном случае: если вы попадаете в целевую аудиторию от 16 до 26. Коли младше – не пустят на сеанс (по крайней мере, хочется на это надеяться), коли старше – сбежите на пятом бюстгальтере. Кроме того, специфика жанра такова, что, в зависимости от возраста и устойчивости к пошлятине, зрителя либо весь сеанс крючит от смеха, либо мучительно тошнит. В случае с "40 дней, 40 ночей" состояние промежуточное: похихикали и забыли. Для весенней молодежной комедии (это у нас фильм выходит в жару-июнь, а западная премьера состоялась аккурат 1 марта) большего, пожалуй, и не требуется.


Смотрите с 6 июня в кинотеатрах Москвы.

Выбор читателей