Полеты чреваты многими неприятностями

Кто из нас во время полета не страдал от перепада давления, обезвоживания, головной боли! А постоянное чувство тревоги?.. Но, оказывается, это наиболее безобидные неприятности, подстерегающие пассажиров

Сколько бы ни твердили об опасности авиаперелетов, люди, понятное дело, всё равно летают и будут летать. Однако разговоры о вреде воздушных путешествий для здоровья вовсе не беспочвенны. Кто из нас во время полета не страдал от перепада давления во время быстрого набора высоты и посадки, обезвоживания, головной боли! А постоянное чувство тревоги?.. Но, оказывается, это наиболее безобидные неприятности, подстерегающие пассажиров. Есть опасности и посерьезнее. О них надо знать, чтобы ваше путешествие не превратилось в испытание "на выживаемость".

Пожалуй, самое неприятное, что ожидает пассажира самолета, – это неподвижность. Если человек в течение нескольких часов практически неподвижно сидит в кресле, то кровь в венах может превратиться в сгустки. Такое явление называют "синдромом эконом-класса", и он может привести к образованию тромбов. Причем главная опасность подстерегает пассажиров не на борту лайнера, а уже на земле. Дело в том, что сразу по возвращении на землю, когда человек начинает двигаться, часть тромба может оторваться и начать свое смертельное путешествие по организму. Такие случаи, к сожалению, не редкость. К примеру, только за последний год от тромбозов пострадали около 2700 австралийцев, совершавших регулярные авиаперелеты в Европу. Информационные агентства недавно сообщили о случае гибели 28-летней Эммы Кристофферсен после перелета на расстояние 19 тысяч километров из Австралии в Лондон. Молодая женщина внезапно потеряла сознание в зале прибытия аэропорта Хитроу и умерла до поступления в госпиталь. Причиной ее гибели стал тромбоз глубоких вен, развившийся вследствие длительного неподвижного сидения.

Специалисты Института авиационной медицины в Великобритании представили в Министерство авиации план по борьбе с тромбозами глубоких вен. Они предлагают выдавать вместе с билетом на самолет таблетки аспирина. Пассажирам рекомендуют пить много жидкости и периодически делать упражнения для ног.

Салон самолета даже в современных авиалайнерах невелик. И порой в нем на протяжении нескольких часов вынуждены находиться десятки, а то и сотни пассажиров. Конечно, в таких условиях создаются благоприятные условия для распространения самых разнообразных инфекций. В этом отношении показателен случай, произошедший в 1994 году. Тогда от туберкулеза погибла молодая американка. Выяснилось, что за 6 месяцев до гибели она совершила несколько авиапутешествий из Кореи на Гавайи, из Гонолулу в Чикаго, из Чикаго в Балтимор и затем из Чикаго обратно на Гавайи. Почти всех пассажиров и членов экипажа этих авиарейсов удалось отыскать и взять у них кожные пробы на туберкулез. Оказалось, что 6 пассажиров, находившихся с пострадавшей в одном отсеке на расстоянии двух рядов, имели положительные пробы – скорее всего, они подхватили заразу от погибшей пассажирки.

Правда, по заявлению специалистов, подобные случаи передачи инфекции в полете редки. Воздух в салоне современных самолетов чистый, он заменяется и фильтруется каждые 3-4 минуты. Более того, когда пассажиры выдыхают бактерии, инфекционный агент встречается с потоком воздуха, идущим вертикально от потолка салона к полу. Но эта благоприятная в санитарном отношении ситуация может измениться, если больной пассажир совершает длительный полет, находясь в тесном контакте с другими пассажирами.

Особые меры предосторожности предпринимаются, если самолет совершает посадку в государствах, где распространены вирусы особо опасных заболеваний. Это, прежде всего, некоторые страны африканского континента, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В таких местах при посадке самолета, чтобы обезопасить пассажиров от возможного заноса вирусов, пилоты распыляют в салоне специальный инсектицид под названием d-фенотрин. Он совершенно безвреден для здоровья и надежно защищает от инфекции.

Современные авиалайнеры летают на высоте около 10 тысяч метров. Здесь мало воздуха, нет облаков и, следовательно, меньше препятствий космическим излучениям. Долгое время на этот факт не обращали внимания. Лишь недавно, сопоставив случаи заболеваний раком членов экипажей авиалайнеров с нормой, ученые всерьез озаботились радиационной безопасностью людей, находящихся на борту. И очень вовремя. Оказалось, что облучение, получаемое во время трансатлантического перелета, сопоставимо с дозой, получаемой при рентгеновском обследовании грудной клетки. Много это или мало? Судите сами. Максимальная доза радиации, которая не вредит здоровью, составляет 0,001 Sv в год. Пассажиры "Конкорда" получают ее за 80 часов полета, а пассажиры более "тихоходных" самолетов – за 200 часов. Согласитесь, некоторая опасность существует. К тому же радиация, исходящая от Солнца, не постоянна. Во время вспышек на Солнце она многократно возрастает. Поэтому некоторые авиакомпании (например, британская "Virgin Atlantic") решили оснащать кабины самолетов аппаратурой для измерения уровня комических излучений. Такие приборы уже установлены на "Конкордах" и "Боингах-747".

Более всего от космической радиации страдают, конечно, члены экипажа. Выяснилось, например, что они за год получают такое же облучение, как при выполнении 130 рентгенографий! Уже имеются данные, свидетельствующие о повышении риска злокачественных опухолей у служащих авиакомпаний. Так, у датских летчиков, которые проводят в воздухе более 5000 часов, чаще развивается один из видов лейкозов. В другом исследовании было выявлено, что у стюардесс со стажем работы более 15 лет нередки опухоли костей и рак груди.

При дальних перелетах люди столкнулись с феноменом десинхронизации – нарушения естественных биологических ритмов. Пассажир реактивного самолета, быстро пересекающий несколько часовых поясов, обычно испытывает чувство усталости, у него часто нарушается сон, работа желудочно-кишечного тракта. Кстати, полеты на запад и восток в этом плане весьма различаются. Полет на восток – это как бы сжатие суток, к чему приспособиться труднее. Казалось бы, проблема незначительна. Но только на первый взгляд. Нарушение биоритмов сказывается практически на всех жизненных функциях организма. В первую очередь на работоспособности и сексуальной активности. Многие недуги начинаются именно с нарушения ритма работы органов, и лишь затем появляются клинические признаки заболевания.

Выбор читателей