Арабская загадка саммита СВМДА

Министр формирующегося правительства Палестины: "Со всем нашим уважением к президенту Казахстана и лидерам других стран СНГ, сегодня реальное давление на Израиль может оказать только Америка"

На саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), прошедшем в Алма-Ате 3-4 июня, кроме лидеров России, Китая, Турции, Центральной и Южной Азии, а также делегаций из Ирана и Азербайджана, присутствовали и арабские представители.

В прошедшем мероприятии, в частности, приняли участие министр вакуфов Египта Махмуд Закзук, личный советник председателя Палестинской национальной администрации (ПНА) Сухди Тарази и заместитель генерального секретаря Лиги арабских государств (ЛАГ) Адель. Как известно, Египет и ПНА являются полноправными членами СВМДА, а ЛАГ имеет в нем статус наблюдателя.

Изначально организаторы саммита стремились обеспечить присутствие арабской стороны на самом высоком уровне. Этот вопрос был темой переговоров исполнительного секретаря СВМДА вице-министра иностранных дел Казахстана Каирата Абусеитова в ходе поездки на Ближний Восток весной прошлого года. Личное приглашение принять участие в предстоящей встрече глав государств-членов СВМДА, было передано, в частности, Ясиру Арафату. Этот же вопрос обсуждался на встрече главы казахского МИДа Касымжомарта Токаева с палестинским послом Мохаммедом Абдаллой Таршахани в апреле сего года.

По информации представителей ПНА, еще несколько месяцев назад планировалось, что, если Ясир Арафат не приедет в Алма-Ату, то туда будут направлены глава политического департамента ООП Фарук Каддуми или министр информации и пропаганды Ясир Абед-Раббо. Однако в конечном итоге ни один из них на саммит СВМДА так и не прибыл. Вместо этого в казахскую столицу был откомандирован престарелый ветеран ООП 70-летний Сухди Тарази Лабиб. В 1948-63 годах он являлся активистом запрещенной коммунистической партии Иордании. С 1963 по 1971 Лабиб занимал различные второстепенные должности в структурах ООП и ЛАГ в Латинской Америке, а с 1975 до 1990 был палестинским представителем на правах наблюдателя в ООН. Когда-то Тарази Лабиб имел весьма обширные связи в дипломатических кругах испаноговорящего мира, Западной Европы и арабских стран. Однако после того, как 12 лет назад его в качестве представителя в ООН сменил более молодой и энергичный дипломат Насер аль-Кудъуа, Тарази остался практически не у дел.

Чтобы не обижать заслуженного ветерана ООП, ему была выделена почетная, но совершенно формальная "должность" внешнеполитического советника Ясира Арафата. Порой к его советам прислушивались довольно внимательно, продолжали приносить пользу палестинскому делу и старые связи Лабиба, но реального влияния в руководстве ООП и ПНА он уже не имел. Практически то же самое можно сказать о представителях Египта и Лиги арабских государств, приехавших на саммит в Алма-Ате. Чем вызвано подобное отношение к столь важному по общеазиатским меркам мероприятию со стороны арабских членов СВМДА, мы попросили прокомментировать одного из ведущих министров в формирующемся правительстве Палестины, попросившего по внутриполитическим причинам не называть его имени.

"Со всем нашим уважением к президенту Казахстана и лидерам других стран СНГ, сегодня реальное давление на Израиль может оказать только Америка. Другое дело индо-пакистанский конфликт, где с одной стороны используются тесные отношения между Дели и Москвой, а с другой – Исламабадом и Пекином. К сожалению, в нашем случае сегодня существует лишь одна внешняя сила, способная хоть как-то воздействовать на ситуацию в регионе. Ведь недаром президент Ясир Арафат все эти годы прилагал так много усилий к изменению подобного положения. Несмотря на это, ни Россия, ни Китай, ни другие государства так и не сумели приобрести хотя бы малую часть того влияния, которым пользуются в ближневосточном конфликте Соединенные Штаты. Ни Москва, ни Пекин, ни тем более Астана сегодня не желают, да и не могут оказывать действенного давления на правительство Шарона, без чего все их миротворческие усилия и идеи региональной безопасности не имеют почти никакого практического смысла.

Поэтому не удивительно, что президент Палестины Ясир Арафат и его египетский коллега предпочли остаться дома для переговоров с главой ЦРУ Джорджем Тенетом и помощником госсекретаря США Вильямом Бернсом, а на саммит в Алма-Ате направили своих малоизвестных и довольно второстепенных представителей. Никакие усилия СВМДА или российского "коспонсорства" не способны заменить собой ту роль, которую некогда играл на Ближнем Востоке Советский Союз.

К тому же, чем больше Москва сближается с Вашингтоном, тем меньше она может предложить для урегулирования конфликта, поскольку озвучивает практически те же предложения и принципы, что и американский Госдепартамент. Поэтому, как ни прискорбно, сегодня для Ближнего Востока существует лишь одна мировая супердержава. К тому же, обратите внимание на отношение Саудовской Аравии к саммиту в Казахстане. Прилагая значительные усилия на улучшение собственного имиджа в глаза общественности Соединенных Штатов, Эр-Рияд практически не заметил встречу глав государств-членов СВМДА. Ведущие саудовские СМИ рассматривают это событие лишь на фоне индо-пакистанского противостояния, не более того. Для тех, кто разбирается в закулисных нюансах арабской политики, подобная "невнимательность" может поведать о многом".

В подготовке материала оказали содействие представители муниципальных властей Наблуса (Западный берег Иордана).

Выбор читателей