Извращенцы? – Нет, просто "деловые воры"

Торговля книгами – дело доходное. Особенно если продавать украденное из библиотек: затрат никаких, а стоят библиотечные раритеты порой о-очень дорого. И большая часть фактов таких краж просто не открывается

В человеке отчего-то сидит неистребимая любовь к старине. Совершенно, казалось бы, бесполезные вещицы – вроде древних монет или документов – вызывают в любителях такой трепет, что они готовы платить за них бешеные деньги. Москвичи могут ради интереса заглянуть в букинистический отдел книжного магазина на Тверской. Ей-богу, сердце кровью обливается – не от вида книг, а от вида цен. И ладно бы на высокохудожественную литературу. А то стоИт, допустим, на полке монография языковеда конца XIX века, интересная исключительно для узких специалистов, – и стОит как платье от Юдашкина. И ведь, что характерно, у специалистов-филологов на такие книжки денег обычно нет. А кто-то, между тем, покупает их, по всем экономическим законам порождая тот самый спрос, который дает предложение...

Разумеется, непрекращающийся ажиотаж по поводу антикварных книг и документов порождает "черный рынок", формирующийся за счет товара, добытого незаконными способами. Например, путем кражи из ценных фондов в архивах и библиотеках.

Как сообщило сегодня польское телевидение, из Госархива Польши похищено около 60 документов XVII века. Их стоимость оценивается в $25 тыс. Следов взлома нет, и пропажу сотрудники архива обнаружили случайно – когда возникла необходимость обратиться к одному из текстов.

Не секрет, что вынести из библиотеки любую книгу не сложно, несмотря на массу предупреждений, штрафов и охрану в дверях. В отличие от музеев, где экспонаты все-таки большей частью скрыты за стеклом или хотя бы отделены от посетителей оградительной веревочкой, книги и документы выдаются на руки, а за действиями тысяч читателей тетушкам-библиотекарям не уследить. Ваша покорная слуга умудрялась по забывчивости входить и выходить из Российской государственной библиотеки (РГБ) с собственной книжкой в сумке (несмотря на страшный запрет подобных действий).

То есть опыт показывает, что при желании унести любой документ не проблема. А пробраться в якобы закрытые фонды еще проще – коридоры той же РГБ пустынны, двери открыты, стеллажи с книгами измеряются километрами. Попробуйте-ка увидеть злоумышленника! Поделюсь еще одним случаем из собственных библиотечных блужданий. Как-то в поисках газетного зала я забрела в глухой коридор "Ленинки" (она же РГБ) и обнаружила там открытый проход к огромному залу со стеллажами и книгами. Никого не было ни в коридоре, ни в зале, поверьте.

Сами работники библиотечных фондов часто до конца не представляют всего объема подконтрольных им "единиц учета". Проверить наличие на книжной полке миллионов архивных документов практически невозможно, к тому же положение осложняется изрядным количеством "неразобранных" книжных массивов. Надо полагать, при таком положении вещей незамеченной оказывается едва ли не каждая вторая кража в архивах.

Всё обеспечение сохранности библиотечных фондов, в буквальном смысле, держится на честности работающих там людей. А платят библиотекарям сущие копейки. Как результат – "текучесть" кадров, облегчающая мошенникам доступ к ценным документам. Рассказывают, что на работу в ведущие библиотеки России часто устраиваются случайные люди, отрабатывают там не более двух недель, после чего увольняются. Результаты их "работы" – пропажу редких книг – можно обнаружить через месяцы или не обнаружить вовсе. Поэтому не стоит удивляться, что громких случаев хищения редких документов и книг, которые стали известны широкой общественности, не так уж много.

Примерный перечень громких библиотечных краж таков:

3 марта 1871 года в Императорской публичной библиотеке был задержан баварский богослов, доктор философии отец Алоизий Пихлер, который украл из библиотеки древние рукописи, стоимость которых в то время оценивалась в 60 тысяч рублей.

В 1950 году из Публичной библиотеки в Петербурге был украден Географический атлас, изданный в 1854 году.

11 декабря 1992 года было совершено разбойное нападение на хранилище ценных книг и рукописей при научной библиотеке МГУ. Грабители похитили около десятка редчайших книг и несколько уникальных старопечатных изданий.

11 декабря 1994 года из Российской национальной библиотеки в Петербурге были похищены 89 манускриптов ХII-ХVIII веков, общий вес которых составил около 100 кг.

В 1995 году в Петербурге работники Российского государственного исторического архива обнаружили пропажу старинных конвертов и других филателистических материалов из фондов коменданта Шлиссельбургской каторжной тюрьмы – всего 4 тысячи листов.

В период с апреля по 7 сентября 1995 года из хранилища Российской национальной библиотеки был украден 4-томник "Птицы Америки". Примерная стоимость – 2 млн. долларов.

В сентябре 1996 года из Исторической публичной библиотеки в Москве похитители унесли около 100 раритетных изданий XV-XVIII веков. Ущерб оценен в 400 тыс. долларов.

22 февраля 1997 года из библиотеки Университета ветеринарии в Петербурге были похищены три старинных книги по ветеринарии, изданные в Европе в XV, XVII и XVIII веках.

В период с ноября 1998 года по январь 1999-го из библиотеки Академии наук в Петербурге пропали 23 редкие книги XVI-XVII веков. Среди исчезнувших раритетов – два экземпляра трудов Николая Коперника 1543 года издания и две книги астронома Иоганна Кеплера.

Вот, собственно, практически и всё. Остальные украденные книги хранятся на полках букинистических магазинов и в собраниях коллекционеров. Какие именно – мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Выбор читателей