Зачем Украине пустой нефтепровод

Заполнить украинскую трубу достаточно просто – российской и казахстанской нефтью из Новороссийска. Да только договариваться об этом надо с "погаными москалями" – вот незадача!

В русско-турецкую войну за право транзита каспийской нефти вмешивается третий боец – Украина. Еще в августе прошлого года было завершено строительство нефтепровода Одесса – Броды протяженностью 674 км. Данный трубопровод (связанный с нефтепроводом "Дружба") и нефтетерминал "Южный" в Одессе образуют целостный комплекс, представляя собой украинскую часть т.н. Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), создание которого предусмотрено программой Евросоюза TASIC-Inogate. На сегодняшний день пропускная способность комплекса составляет 9 млн. тонн нефти в год, но уже в скором времени будет увеличена до 12-14,5 млн. тонн. Через нефтепровод Одесса – Броды каспийская нефть может поставляться на европейские рынки, минуя турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. В последующем предполагается продлить новый трубопровод до польского Гданьска и последовательно довести мощность ЕАНТК до 40 млн. тонн нефти в год.

Когда 17 мая с.г. в Киеве Государственной комиссией торжественно подписывался Акт о приеме в эксплуатацию завершенной части нефтетранспортной системы Одесса – Броды, первый вице-премьер украинского правительства Олег Дубина уверено заявил, что это не только позволит диверсифицировать поставки нефти на внутренний рынок, но и "дает Украине все шансы занять главное место в общеевропейском энергетическом пространстве". Дело за малым – договориться с поляками и найти, чем новую трубу заполнить. Заполнять пока нечем, поэтому на первом этапе – перейдя со здравия на упокой, заключил вице-премьер – через этот нефтепровод будет перекачано только 100 тыс. тонн отечественной нефти.

Межправительственные консультации по поводу продления украинского нефтепровода до Гданьска намечены на первую половину текущего месяца. Более того, польская компания Golden Gate уже готовит ТЭО соответствующего проекта. Планируется, что трубопровод Броды – Полоцк – Гданьск будет построен не позже 2005 года. Правда, кто выложит необходимые для этого $500 млн. – пока не ясно. К тому же, нет пока согласья в украинских и польских товарищах по ряду немаловажных организационных вопросов. Так, выступая 21 мая на пресс-конференции в Киеве, польский посол Марек Зюлковский подчеркнул, что Польша "поддерживает данный проект, насколько это возможно", однако выдвигает условие – создать для управления будущей нефтетранспортной системой Одесса – Броды – Гданьск международный консорциум с непременным участием польских предприятий. "До сих пор решения украинской стороны на этот счет нет", – посетовал посол.

Надо, однако, думать, что при моральной поддержке Евросоюза Варшава и Киев договорятся. Поддержка же эта обусловливается, в частности, обнародованными в апреле американской компанией Hаlliburton Kellogg Brown&Root и Кембриджской ассоциацией энергетических исследований результатами своего анализа коммерческой состоятельности нефтепровода Одесса – Броды. Эксперты признали целесообразным дальнейшую работу по проекту ЕАНТК и создание организационной группы, которая станет центральным органом консорциума по управлению нефтепроводом. Прежде всего исследователи выяснили, что спрос на каспийскую нефть в Европе есть (право, лучше бы они выяснили, а есть ли на Каспии как таковая "большая" нефть). В исследовании отмечается, что на начальном этапе (до 2005-2006 гг.) трубопровод Одесса – Броды в любом случае будет загружен не на полную мощность. Его перспективы напрямую зависят, по мнению экспертов, как раз от сооружения польского участка, а также от реализации проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия". Американские аналитические умы сделали при этом еще одно открытие: использование маршрута Одесса – Броды – Ужгород – Венгрия – Омишаль позволит сократить риски по транспортировке нефти через Босфор и Дарданеллы, грузопоток через которые в последние годы значительно возрос.

Между тем перегруженность черноморских проливов – главный аргумент Анкары в проталкивании своего варианта транспортировки каспийской нефти по проектируемому "стратегическому" нефтепроводу Баку – Джейхан. Однако, несмотря на мощную политическую поддержку этих планов со стороны Вашингтона, вкладывать в данный проект деньги потенциальные инвесторы не спешат. Прежде всего потому, что "большой" нефти в азербайджанском секторе Каспийского моря, судя по всему, просто нет. Но если ее нет для "стратегического" нефтепровода, то откуда ей взяться для проекта ЕАНТК? Пока все переговоры Киева о заполнении построенного трубопровода успеха не принесли.

Такие переговоры Олег Дубина вел, в частности, в Тегеране всего три недели назад (рискуя, между прочим, навлечь гнев мистера Буша). В результате, однако, была достигнута договоренность лишь о создании рабочей группы "для подготовки предложений о совместной реализации проектов в энергетической сфере", имея в виду транспортировку иранской нефти и природного газа через территорию Украины в Европу. И хотя по завершении визита украинский вице-премьер заявил, что "достаточно оптимистично" оценивает перспективы осуществления подобных проектов, покидал он Тегеран, по существу, с пустыми руками. По словам министра нефти Ирана Бижана Зангяне, в настоящее время его страна не располагает дополнительными квотами на экспорт нефти и не может расширить круг ее потребителей; к тому же, Иран "не имеет практических результатов от своих разработок нефтяных месторождений в Каспийском море".

4 июня в Баку открылась 9-я международная выставка "Нефть, газ, нефтепереработка и нефтехимия Каспия", на которой компания "Укрресурсы" проводит презентацию для азербайджанской стороны нефтепровода Одесса – Броды. Украина просит у Азербайджана хотя бы 500 тыс. тонн нефти для заполнения своей трубы. Однако еще в начале года первый вице-премьер правительства республики Аббас Аббасов заявил, что в ближайшей перспективе Азербайджан не будет направлять нефть по украинскому маршруту, поскольку не имеет свободных ресурсов этого сырья. Иначе говоря – и здесь облом.

Заметим, что на всех переговорах речь до сих пор шла исключительно о транспортировке каспийской нефти из грузинского порта Супса. Мощность нефтепровода Баку – Супса всего 10 млн. тонн в год. Даже если допустить, что вся эта нефть вдруг пойдет в Одессу, – для проекта ЕАНТК в его целостном виде этих объемов все равно окажется недостаточно. Если же на азербайджанском шельфе Каспия действительно обнаружится "большая" нефть (или к Баку будут проложены транскаспийские трубопроводы с казахстанских месторождений), то наращивать пропускную способность маршрута через Супсу никто не станет: тогда стартует "стройка века" – сооружение нефтепровода Баку – Джейхан.

А ведь заполнить украинскую трубу достаточно просто – российской и казахстанской нефтью из Новороссийска (достаточно сказать, что мощность нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума планируется довести до 67 млн. тонн нефти в год). Да только договариваться об этом надо с "погаными москалями" – вот незадача! Москали, со своей стороны, готовясь к возрастанию перевалки нефти через Новороссийск, ищут самые экзотические маршруты ее дальнейшей транспортировки в обход турецких проливов (собираются, например, строить нефтепровод через горы – из болгарского порта Бургас до греческого Александруполиса), однако в упор не замечают украинский вариант. Вот такое у Москвы и Киева "стратегическое партнерство": готовы водиться с кем угодно – лишь бы не друг с другом.

Выбор читателей