Блудные родители спецслужб США

С довольно запутанной системой взаимодействия различных секретных ведомств, стоящих на страже безопасности рядовых американцев, должны были разобраться уже давно

Администрация Белого дома не рассматривала вопрос о включении Федерального бюро расследований в структуру вновь образующегося Министерства внутренней безопасности, о создании которого в прошлую пятницу проинформировал американскую общественность Джордж Буш. CNN передает, что план поглощения ФБР новым силовым министерством-монстром даже "не лег на стол" президента: его советники сходу отвергли подобное предложение. Таким образом ФБР, равным образом как и ЦРУ, отстояло свою независимость в структурной лихорадке, потрясшей американских силовиков после событий 11 сентября прошлого года.

Буш уже заявил, что реорганизация правительства по линии силовых ведомств станет крупнейшей за последние 50 лет американской истории. Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) поглотит десятки крупных и не очень структур, занимавшихся до сих пор сбором и анализом разведывательной информации, включая информацию о международном терроризме. Среди них Агентство национальной безопасности, Служба пограничного контроля, специальные подразделения различных министерств, включая Минздрав и Минфин. В этом смысле включение в список ФБР и ЦРУ казалось вполне логичным, однако, видимо, не вполне удобным для национальной бюрократии. И вот почему.

С довольно запутанной системой взаимодействия различных секретных ведомств, стоящих на страже безопасности рядовых американцев, должны были разобраться уже давно. Неслаженность их действий можно было наблюдать невооруженным глазом даже после трагического сентября 2001 года, например, в Афганистане, когда силовики, уже было вычислившие лидера движения "Талибан*" муллу Омара, так и не смогли из-за своей несогласованности его ликвидировать. Между тем все вместе и каждое в отдельности эти ведомства отщипывали немалый кусок бюджетного пирога страны. Идея реорганизации напрашивалась, открытым оставался лишь вопрос, сколь радикальной она будет.

Часть американских конгрессменов уже сочли, что предложенный Белым домом план по созданию МВП – самое что ни на есть радикальное средство для борьбы с международным террором. Действительно: федеральное ведомство со штатом в 170 тыс. человек и ежегодным бюджетом в 37 млрд. долларов должно стать эталоном эффективности. Особые надежды связаны с аналитическим подразделением нового ведомства, куда должна стекаться информация "с мест" (т.е. агентурные данные), а также от ФБР и ЦРУ.

Вот в этом, говорят противники нового суперминистерства, и заключается слабое место нынешней реорганизации. ФБР и ЦРУ традиционно не любят делиться с кем-то еще добытыми ими самими оперативными данными. Каждый год главы этих ведомств выдерживают самые настоящие бои с законодателями США по цифрам бюджетов на очередной финансовый год, всякий раз доказывая эффективность своей работы. МВБ становится конкурентом обоих этих ведомств, и даже растущие ассигнования на национальную безопасность не смогут со временем воспрепятствовать "битве трех" за бюджетное финансирование.

Те, кто пытался "запихнуть" ФБР в новую силовую структуру, возможно, думали и об этом. Однако ФБР, как и ЦРУ, имеет во всех кабинетах власти мощное лобби, способное при любых обстоятельствах, даже таких драматических, сохранить status quo. У детища, созданного Эдвардом Гувером, столь широкое поле деятельности, что подверстывать его под новую "метлу" МВБ себе, то бишь Америке, дороже. Легче приказать "координировать усилия" с аналитическим центром. Кроме того, Штаты малость погорячились с постоянными заявлениями о том, что угроза извне – главный приоритет в деятельности спецслужб. Трезвые головы в Вашингтоне справедливо предрекают, что в угаре погони за бен Ладеном и его террористической сетью ослабнут такие традиционные направления как борьба с наркоторговлей, нелегальным экспортом оружия или "рядовым" бандитизмом: тут ведь главное палку не перегнуть. Независимое ФБР будет и дальше ведать всеми этими вопросами, и в Белом доме это ясно осознают.

Что касается ЦРУ, то тут вопрос еще деликатнее. Буши, как известно, этому ведомству не посторонние (Дж.Буш-старший был его директором до своего избрания президентом США), и нынешний глава Белого дома точно не станет могильщиком "великого и ужасного" ведомства, расквартированного в Лэнгли. Логичнее было бы предположить, что роль создаваемого МВБ могло бы с успехом сыграть то же ЦРУ с его проверенными кадрами и сильным аналитическим центром. Однако политического усиления Центрального разведывательного управления – а именно так обстоит дело при нынешнем курсе американских властей на укрепление национальной безопасности – не хочет никто: ни демократы, ни республиканцы, ни, наконец, население страны, зачастую относящееся к работе этого ведомства как к чему-то грязному и полулегальному. Да и сами высокие чины ЦРУ понимают, что стать в ближайшие годы главным щитом Америки – это не только величайшая ответственность, но и беспрецедентная прозрачность, публичный спрос, которого во всех силовых ведомствах, а в Лэнгли особенно, боятся пуще огня.

Так что вариант реорганизации силовиков, рассматриваемый Белым домом и подлежащий утверждению в Конгрессе США, можно счесть почти оптимальным. Почти – ибо не совсем ясно, как быстро его можно будет осуществить без риска быть застигнутыми врасплох.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей