Отпустите их!
Они все равно уйдут

Дитя зачастую становится жертвой не только проказ, но и собственной осторожности, избегая малейшей "утечки информации" о шалостях в сторону родителей и скрывая неопасные, на первый взгляд, травмы от их бдительного ока

Дети летом – это ужас, летящий на крыльях с кочки...


Напоминать о том, что летние каникулы не только очень большой уик-энд для школьников, но и не проходящая головная боль родителей, учителя, медики, милиция и журналисты не перестают каждый год. Однако дети, дорвавшиеся до свободы, все равно умудряются нажить целую кучу неприятностей. И проблема тут не в том, что порой родителям некогда присматривать за своими чадами или не на что отправить их в летние лагеря. Проблема в том, что родители очень часто стремятся оградить ребенка от потенциальных несчастий грудой запретов. Дитя зачастую становится жертвой не только проказ, но и собственной осторожности, избегая малейшей "утечки информации" о своих шалостях в сторону родителей и скрывая неопасные, на первый взгляд, травмы от бдительного ока мамы и папы.

Мне памятен случай, произошедший в нашем дворе, когда матушка одного из наших приятелей в своей жажде уберечь сына от всех бед едва не довела его до инвалидности. Играли мы как-то в футбол в начале каникул, и мячик, как водится, улетел в кусты, и.о. помойки. Прямо из вражеской штрафной. Горя желанием поскорее заколотить победный гол, один из мальчишек полез в эти кусты и пропорол себе стеклом ногу. Прямо вместе с кедом. А так как его маман отличалась чудовищной впечатлительностью и могла, чего доброго, лишить пацана свободы, было решено не рассказывать ей о постигшей сына неприятности. "Пустяки, дело житейское", – заявил товарищ вслед за Карлсоном. Он стойко хромал несколько дней, после чего до конца июля не ходил уже совсем, ибо лежал в больнице, где очень строгий дядечка-врач, задыхаясь от возмущения и изумления одновременно, объяснял ему, какое это везение – сохранить целую стопу. Маменьке тогда тоже досталось. Если бы ее десятилетний отпрыск не испугался возможных карательных и превентивных мер, то отделался бы куда легче.

По этой же причине происходит огромное количество гораздо более трагичных случаев. Мальчишки и девчонки, которым не разрешено купаться без присмотра родителей, на речку все равно бегают – от жары никуда не денешься, а искушение слишком велико. Только вместо многолюдного пляжа, где они могут столкнуться со знакомыми родителей (те, конечно же, немедленно побегут "стучать" на нарушителей запрета), детишки выбирают наиболее укромные места. Вполне естественно, что именно такие непопулярные у нормальных людей ухоронки и есть те самые зоны риска с глинистыми берегами, нечистым илистым дном и прочими засадами. В этом смысле гораздо более действенным станет разрешение купаться с условием, что ребенок будет находиться на виду у взрослых и только в светлое время суток. Как показывает практика, люди редко бездействуют, если на их глазах кто-то терпит бедствие, и почти всегда приходят на помощь утопающему. Да и благоустроенный пляж существенно снижает риск трагедии.

Вообще, панический страх родителей перед грозящей со всех сторон их ребенку опасностью зачастую и есть тот самый корень зла, в котором кроется настоящее несчастье. Страх слеп. Он не позволяет адекватно оценивать ситуацию и принимать взвешенное решение. Глаза у него, как известно, с блюдце, и отражается в них иной раз такое, что не приснится и в страшном сне. Что же касается детей, то их оценка ситуации (равно как и реакция на случившееся), как правило, гораздо более объективна, нежели у их взрослых родственников. Всерьез адекватность детей воспринимают редко: считают недостаточно ответственными и опытными, чтобы делать правильные выводы. Однако отсутствие опыта играет не только отрицательную роль (о чем родители помнят всегда), но и положительную (о чем родители стараются не вспоминать). Действительно, люди с небольшим жизненным опытом еще не имеют ни страхов взрослого человека, ни их предвзятости, что нередко позволяет им принимать грамотные решения в кризисной ситуации и реагировать на них без ущерба для психики. Что же касается отрицательного момента детской неопытности, то он выражается в неумении распознать опасность до ее наступления, и именно в этом взрослые действительно могут и должны помочь разобраться. Дети прекрасно чувствуют границу между разумным предостережением и паническим запретом. Иными словами, вместо информации о том, как предотвратить неприятность, и ответов на свои вопросы, ребенок получает инструкцию, противоречащую, во-первых, его естественным желаниям, а во-вторых, его личным наблюдениям. "Не смей купаться! Ты утонешь!" – слышит он от родителей. Однако его вопрос: "А чё ж Васька-то до сих пор не утонул?" либо остается без ответа, либо получает совсем уж абсурдный ответ, вроде: "Этот Васька вообще хулиган" (логика матери в этом случае весьма забавна: если человек хулиган, то опасность утонуть ему не грозит). "Как может взрослый человек говорить подобные глупости!" – думает ребенок и, конечно же, не имеет намерения исполнять действительно неразумные предписания, смысл которых для него темен, а источник которых не логика, но страх. Более того, вместе с этим теряется восприятие родителей как авторитетных специалистов по предотвращению и решению проблем. Тест на доверие провален. "Мало ли что они скажут! Они вообще всякую чушь говорят!"

Признаваться в том, что дети тоже оценивают нас, неприятно, но необходимо. В противном случае не получится даже минимально компромиссного контакта, не говоря уже о полноценном воспитании. А если у мамы или папы действительно стоит в планах уберечь ребенка от трагедии, контакт, как ни верти, надо налаживать.

В чем преимущества позволения совершать потенциально опасные поступки (купаться, лазать по деревьям, кататься на велике и т.п.)? Во-первых, ребенок знакомится с техникой безопасности. "Рано" в данном случае за отмаз не катит. Никогда не бывает рано предоставить человеку нужную информацию. Если у человека возникла потребность получить ее, значит, ему уже не рано. За мамину юбку всю жизнь прятаться невозможно, а лучшего способа развить инфантилизм в человеке, чем отказать ему в знании, не существует, потому что лишенный знаний человек автоматически вынужден учиться решать проблемы эмпирически, что в условиях родительского давления не всегда возможно. Многие дети привыкают к этому давлению, после чего быстро обучаются довольно бесцеремонному извлечению выгоды из этой ситуации: они просто переваливают решение всех своих проблем на плечи родителей. При этом взросления не происходит, ребенок так и остается ребенком, даже достигнув зрелых лет.

Путать предоставление информации с запугиванием совсем ни к чему. Когда ребенок поймет, что родители были необъективны (а это неизбежно случится рано или поздно), его уважение к ним не вырастет ни на йоту, а совсем даже наоборот.

Второй положительный момент позволения заключается в очень существенной динамике роста доверия друг к другу. Ребенок – это существо, которое очень трепетно относится к собственной оценке родителями. Если со стороны матери и отца он видит уважение своей позиции и помощь в реализации своих планов, его самооценка и уверенность в себе только возрастают. А очень часто именно уверенность в себе, присутствие духа является залогом благополучного исхода кризисной ситуации. Более того, спокойный, хорошо информированный человек редко совершит глупость, которая может стоить ему жизни. Таким образом, уменьшается и риск оказаться в кризисном положении. Не мудрено, что люди, имеющие поддержку в лице своих родителей и получающие вместо запретов и указаний информацию к размышлению, быстро завоевывают уважение своих товарищей и становятся лидерами, что, в свою очередь, представляет собой весьма ценный опыт общения с людьми. Ну, а родители, позволяющие своим детям "опасные" занятия, всегда в курсе происходящего. Их ребенку незачем скрывать от них ни ролики, ни ласты. Они отлично знают, где бегает и что делает их чадо. То есть, опять-таки, владеют информацией, отчего чувствуют себя гораздо более спокойно, чем те, чьи дети "где-то носятся" и "не дай бог" еще купаться лезут.

Выработать у ребенка привычку грамотно обращаться с водоемами, объяснить ему правила дорожного движения, рассказать, какие деревья хрупкие, а какие пригодны для гимнастики, научить правильно падать и отличать серьезные травмы от мелких, сообщить адрес местного травмпункта, снабдить на прогулку куском лейкопластыря – это не слишком много даже для очень взрослого и очень занятого человека. Жизнь-то дороже. Те, кто знают об этом, сами делают "тарзанки" для своих детей, потому что с "тарзанок" дети все равно будут прыгать, вот только никто не поручится за качество этих неизвестно кем сооруженных качелей.

Выбор читателей