Прививка от футбольной чумы

В России и Европе менеджеры частных компаний ломают головы: что лучше – смириться и скалькулировать убытки либо попытаться все же прищучить своих сотрудников, инфицированных футбольной чумой

Вакханалия, устроенная фанатами на Манежной площади после поражения нашей сборной от японцев, еще может оказаться цветочками по сравнению с теми ягодками, которые вкусит страна от резкого ухудшения настроения граждан, вернувшихся после черного воскресенья на свои рабочие места: много и хорошо ли можно наработать при этаком моральном самочувствии? Благо, что в среду праздник – под праздник у нас все равно как-то не принято вкалывать.

Футбол давно стал категорией экономической. Так, по мнению аналитиков инвестиционного банка Goldman Sachs, экономические показатели отдельных стран взаимосвязаны с успехами их футбольных сборных и в первую очередь – на мировых первенствах. В этой связи можно вспомнить, что 5 июня, когда наши играли с Тунисом, сделки по акциям в первый час торгов в РТС почти не проводились – фондовые игроки напряженно следили за перипетиями футбольного матча. Рынок вышел из оцепенения после второго гола российской сборной, причем на волне энтузиазма котировки устремились вверх, однако по-настоящему торговля оживилась лишь после финального свистка. Правда, индекс РТС после этого вновь опустился, и его последующие колебания к футболу отношения уже не имели; но наш фондовый рынок – вещь очень специфическая. А вот, к примеру, в той же Японии выход национальной сборной из группы повлечет, по оценкам некоторых экспертов, прирост фондовых индексов, то есть стоимости японских компаний, а значит, национального богатства на $15-17 млрд. Другой разговор, что подобного рода прибыток может быть перекрыт потерями от снижения производительности труда (причем вне зависимости от побед и поражений); хотя это угрожает, скорее, другим нациям, нежели дисциплинированным японцам.

В самом деле: разве можно работать во время трансляций с футбольного чемпионата мира? Латинская Америка – та просто отдыхает. Президент Бразилии, например, разрешил госучреждениям перенести на несколько часов начало рабочего дня на все время мирового первенства. В России и Европе менеджеры частных компаний ломают головы: что лучше – смириться и скалькулировать убытки либо попытаться все же прищучить своих сотрудников, инфицированных футбольной чумой. Руководство московского банка "Зенит" нашло способ не только не потерять, но еще и заработать на этой болезни: оно стало продавать работникам банка право смотреть футбол в рабочее время за деньги. Во Франции – стране, где бастуют часто и с удовольствием, – руководители большинства компаний не рискнули конфликтовать с сотрудниками и установили в офисных помещениях телевизоры. В то же время в Германии нарушителям производственной дисциплины грозят суровыми карами. Впрочем, помогает это слабо. Уже подсчитано, что каждый любитель футбола обойдется немецким фирмам в 1300 евро, а менеджеры "Фольксвагена" высказали опасения, что во время матчей германской сборной возможна остановка конвейеров на предприятиях концерна. По оценкам же швейцарских экономистов, общие убытки экономики альпийской республики составят не менее $190 млн.

Япония и Южная Корея – другое дело. Только прямые расходы этих стран на подготовку турнира превысили $8 млрд., однако, по их ожиданиям, вложенные деньги должны окупиться сторицей. Так, Токио очень надеется: именно этот чемпионат станет тем решающим импульсом, который выведет экономику страны из десятилетней рецессии, что, кстати, серьезно повлияло бы и на всю мировую экономическую конъюнктуру.

Заметим, что вложение средств в подготовку столь масштабного соревнования уже само по себе дает сильный толчок экономике, способствуя развитию строительной отрасли, сферы услуг, туризма. В Южной Корее, например, было создано 350 тыс. новых рабочих мест. Но главное, конечно, это доходы непосредственно от проведения турнира. Если Аргентина в 1978 году заработала на футбольном чемпионате около $40 млн., Франция в 1998 году – $350 млн., то, по данным японского исследовательского института Dai Ichi Life, только проведение матчей ЧМ-2002 (без учета прочих доходов) принесет Японии $2,8 млрд. Business Week оценивает суммарный экономический "бонус" двух стран в $30 млрд. По расчетам Государственного института развития Кореи, нынешний чемпионат увеличит доходы национальной экономики в 2002 году на $4,7-8,8 млрд., что эквивалентно приросту ВВП на 1,0-1,9%. Ведущее рекламное агентство Японии Dentsu Inc. полагает, что экономический эффект от проведения турнира в стране составит $24 млрд., или дополнительно 0,5% прироста ВВП. Чем успешнее выступит японская сборная, тем ощутимей будет и эффект. Чемпионат мира должен, в частности, поднять доверие к японским активам (те самые фондовые индексы, о которых мы говорили) и улучшить инвестиционный климат. В ожидании всего этого правительство Японии в специальном докладе, опубликованном 17 мая, уже подправило в лучшую сторону экономический прогноз на текущий год: как утверждается в докладе, все худшее для японской экономики теперь позади.

Правда, далеко не все экономисты разделяют подобный оптимизм. "Экономические сложности Японии имеют слишком глубокие корни, чтобы это событие (ЧМ по футболу) смогло вытянуть страну из рецессии", – отмечает эксперт Hamagin Research Эйдзи Китада. Аналитики Dai Ichi Life ограничивают позитивный эффект от чемпионата прибавкой 0,3% ВВП во втором квартале. По мнению большинства экономистов, опрошенных агентством "Блумберг", возможное улучшение экономической ситуации в Японии в связи с проведением футбольного первенства будет носить кратковременный характер.

Как бы там ни было, но доходы чемпионат принесет действительно немаленькие, и, разумеется, не только странам-организаторам. Футбольная индустрия превратилась в 90-х годах в самостоятельную и достаточно крупную отрасль мировой экономики. Суммарный годовой оборот этой отрасли оценивается ныне в $200-230 млрд. Так, будущие барыши от раскрутки на чемпионате мира своих брэндов уже, наверное, подсчитывают транснациональные корпорации. 15 крупнейших ТНК являются официальными партнерами ФИФА (каждая из них выплатила Федерации не менее $40 млн.). Однако есть одно обстоятельство: многие корпорации (например, компания "Пепси" – в отличие от "Кока-Колы", сотрудничающей с ФИФА) заключают многомиллионные контракты напрямую с ведущими футболистами в обход спонсорских программ Федерации и зарабатывают на чемпионате те же, в общем-то, деньги, что и официальные спонсоры. Последним по этому поводу остается только гневаться; но, защищая их и свои собственные интересы, ФИФА развернула против компаний-"паразитов" настоящую войну. Еще бы! – речь ведь идет о миллиардах.

Сама Федерация, по данным японского делового издания Nihon Keizai, заработала на чемпионате мира за весь четырехлетний цикл его подготовки и проведения порядка $1,7 млрд. против всего лишь $208 млн. за предыдущие четыре года. Около 90% теперешних доходов – поступления от спонсоров и выручка от реализации прав на телетрансляцию. ФИФА продала эти права на ЧМ-2002 и ЧМ-2006 пакетом примерно за $2 млрд., в том числе на трансляцию матчей нынешнего первенства – за $900 млн. Между тем предыдущий пакет таких прав на показ трех чемпионатов мира (1990, 1994 и 1998 гг.) ФИФА продала в 1987 году за "смешную" сумму $227 млн., или $75,7 млн. за турнир. Таким образом, расценки подскочили почти в 12 раз (заметим, что предполагаемый прирост телеаудитории по сравнению с ЧМ-1998 не превысит 20%).

Медийный рынок – одна из несущих опор футбольной индустрии. Проблема в том, что эта опора рушится буквально на глазах. Резкий взлет стоимости прав на трансляцию футбольных матчей последовал за появлением платного телевидения. Выяснилось, что эти права сильно недооценены, однако начавшийся бум обернулся вскоре их сильной переоценкой. Получилась классическая финансовая пирамида: для выплаты растущих в результате острейшей конкуренции контрактных сумм за телевизионные права маркетинговые компании набирали кредиты, однако выручка от перепродажи этих прав и платежи от абонентов платных каналов не покрывали таких расходов. Первой разорилась (в мае прошлого года) швейцарская фирма ISL – победитель тендера ФИФА за право показа чемпионатов мира 2002 и 2006 гг. В беспрецедентно жесткой борьбе за победу на тендере ISL выступала в связке с "Kirch Group", концерном мюнхенского магната Лео Кирха. После банкротства ISL именно "Kirch Group" – в лице "Kirch Media", важнейшей составной части концерна – выкупила нереализованную часть прав швейцарской фирмы. Однако получить прибыль на перепродаже телевизионных прав не удалось. К тому же, провалился проект Лео Кирха с организацией платного телеканала Premiere, привлечь подписчиков на который предполагалось в том числе за счет эксклюзивных трансляций главных матчей футбольной бундеслиги. Достаточного количества абонентов не набралось, и канал приносил одни убытки. Когда общие долги "Kirch Group" перевалили за 6,5 млрд. евро, терпение кредиторов лопнуло. В апреле с.г. "Kirch Media", вслед за ISL, вынуждена была объявить о банкротстве. (Права на трансляцию ЧМ-2002 по футболу Лео Кирх успел переоформить на свою дочернюю компанию "Kirch Sport AG", зарегистрированную в Швейцарии и для кредиторов не доступную.) В списке банкротов следует упомянуть еще английский платный канал ITV Digital, разорившийся тоже в результате переоценки спроса на футбольные трансляции.

Крушение этих финансовых пирамид можно было бы воспринимать просто как неизбежную ценовую коррекцию перегретого рынка, если бы такая коррекция не грозила подрывом основ существования всего европейского клубного футбола. Экспоненциальный рост доходов европейских клубов в 90-е годы был связан прежде всего именно с взлетом выручки от телетрансляций. В результате большинство клубов Италии, Германии, Англии попали в чрезмерную зависимость от этих поступлений (40-70% доходной части их бюджетов). В то же время расходы – причем, в первую очередь, зарплаты игроков – росли еще быстрее. Погоня за "звездами", которая должна была обеспечить турнирные и финансовые успехи, обернулась парадоксальной ситуацией: чем больше клубы зарабатывали, тем труднее сводили концы с концами, залезая в долги. Так, оборот клубов английской премьер-лиги с 1991 по 2001 год увеличился в шесть раз, а расходы на зарплату игроков – в восемь. В результате почти все эти клубы, за исключением "Манчестер Юнайтед", сегодня убыточны. После банкротства "Kirch Media" в тяжелейшем положении оказались немецкие клубы. В Италии такие известные клубы как "Лацио" и "Фиорентина" (оба входят в двадцатку самых богатых клубов мира) столкнулись в этом году с нехваткой денег на выплаты футболистам.

Выход один – умерить контрактные аппетиты "звезд". Более того, представители ведущих футбольных клубов уже пытались договориться об урезании зарплат игрокам и снижении трансферных сумм. Решить данную проблему можно только "всем миром". Пока же конкуренция толкает клубы к новым долгам – лишь бы сохранить свою "звездатость". Если в прошлом году мадридский "Реал" купил у туринского "Ювентуса" Зинедина Зидана за $64,5 млн., то теперь поговаривают о возможном росте цен на трансферном рынке до $70-90 млн. Еще один парадокс заключается в том, что чем ярче получится нынешний мировой чемпионат (то есть чем ярче будут блистать футбольные звезды, что повлечет новый всплеск их гонорарных запросов), тем неотвратимей разразится финансовая катастрофа европейского футбола.

Выбор читателей