Дети будут школярами 11 лет

Госдума в первом чтении приняла законопроект "О государственном стандарте общего образования", устанавливающий максимум и минимум учебной нагрузки и требования к уровню подготовки учеников

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О государственном стандарте общего образования". Единый стандарт будет обязателен для всех государственных, муниципальных и частных общеобразовательных учреждений в России.

Как сказал один из авторов этого документа, председатель думского Комитета по образованию Александр Шишлов (фракция "Яблоко"), наконец поставлена точка в дискуссии относительно сроков общего образования: 11 или 12 лет необходимо учиться, и "в ближайшее время перехода на 12-летнее обучение не будет".

Новый законопроект определяет государственный стандарт общего образования (ГСОО) как "совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников" начальной, основной и средней школы.

В частности, установлен максимальный объем учебной нагрузки при 5-дневной и 6-дневной учебной неделе. Для учащихся первых классов соответственно 20 и 22 часа, для учащихся 11 классов – 33 и 36 часов.

Также введен минимальный перечень учебных предметов: русский язык и литература, иностранные языки, математика, информатика, история, обществознание, география, естествознание, искусство, технология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Впрочем, перечень этот еще может быть изменен. Например, депутаты высказывались за введение такого предмета как семейные отношения. Кроме того, отметил Шишлов, принятие закона позволит школьнику самому выбирать то образовательное учреждение, место и программу обучения, которые его больше устраивают.

По мнению авторов документа, закон призван обеспечивать равные возможности для всех граждан в получении качественного образования, защиту обучающихся от перегрузок, связанных с усвоением учебного материала, преемственность образовательных программ общего образования и возможность продолжения обучения на всех ступенях образования.

Впрочем, далеко не все так гладко, проблемы образования по-прежнему вызывают в педагогической среде острые дискуссии. "Сегодняшние разработчики государственных стандартов образования предлагают стране новую программу – "Бездарные дети", – заявил профессор МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования Александр Асмолов.

Он подчеркнул, что "нет ничего более опасного для системы образования, чем сведение образовательных стандартов к минимуму: это будет минимум личности, минимум образования, минимум финансирования и максимум бездуховности и безответственности". По мнению профессора, Россия по уровню разработок в образовательной системе "находится в позапрошлом веке". "Мы работаем на уровне дрессуры знаний, умений и навыков", – констатировал Асмолов.

Руководитель группы предметного содержания образовательных стандартов, кандидат педагогических наук Виктор Фирсов, в свою очередь заметил, что "сегодня надо бороться за то, ниже чего не должен опускаться учебник". По его мнению, очень важно сохранить фундаментальный характер образования, чтобы не допустить распространения уже появившихся учебников рецептурного характера, например, учебника математики без доказательной базы и учебников по гуманитарным дисциплинам без обобщений и выводов.

Выбор читателей