Российские рекламщики утерли нос Западу

Самые дорогие рекламные услуги предоставляет телевидение, самый динамичный рекламный рынок – площадки Интернет, а самая неуспешная в области затрат на рекламу страна - Испания

Реклама в наше время становится отдельным видом искусства. Причем, пожалуй, самым цитируемым: фразы "А мужики-то не знали!", "Все трутся, трутся, снаряды рвутся" идут в качестве афоризмов, употребляемых в повседневной речи россиян. Даже последний футбольный матч нашей сборной на ЧМ-2002 комментатор закончил сакраментальной фразой: "Сотовые телефоны предоставлены компанией..."

Вчера на заседании комитета Совета Федерации по информационной политике заместитель министра печати, телерадиовещания и СМИ Андрей Романченко привел данные, позволяющие оценить объемы расходов на российскую рекламу. В прошлом году, по словам замминистра, на рекламу было потрачено $1730 млн, что на 54% больше показателей 2000 года. Изрядная часть затрат - порядка $480 млн - относится к роликам, мелькающим перед глазами телезрителей. Спрос и соответствующие цены на услуги телевидения диктует, в первую очередь, величина аудитории, попадающей "под обстрел" рекламных роликов.

Кстати, самым частым "явлением" на экранах наших телевизоров оказалось пиво. Как сообщил президент компании "Видео-Интернэшнл" Юрий Заполь, "по результатам анализа затрат рекламодателей на 8 ведущих телеканалах в 2001 году сложилась такая картина: чай, кофе - 6,3% рынка; шампуни, мыло, зубная паста - 6,1%; лекарственные средства - 6%; парфюмерия, косметика - 5,9%; шоколад - 5,2%; молочные продукты - тоже 5,2%; жевательная резинка - 4,1%. А пиво... лидирует - 7,3% рынка рекламы". Причем, согласно прогнозам ведущего рекламщика страны, доля рекламы пива в 2002 году еще вырастет.

Объем вложений в рекламу в газетах и журналах немного отстает от "голубых экранов" – $310 и $160 млн соответственно. Список лидеров рынка закрывают радиопрограммы. Общая сумма выплаченных им средств на размещение рекламы составляет около $55 млн.

Стоит отметить, что радио вообще в последнее время наращивает свои обороты. Быть может, сей факт связан с растущей популярностью эфира в среде российской молодежи. Кстати, сейчас в России зарегистрированы более 2 тыс. радиостанций, и все они находят своего слушателя. Всего выдано около 1 тыс. 200 лицензий на радиовещание, и, отметим, 908 из них получили частные предприятия.

Вообще в частной собственности находится около 80% радиостанций, что позволяет ориентировать вещание на вкусы пользователя, привлекая его действительно интересными передачами. Как правило, все каналы имеют вполне определенную аудиторию, так что заказчики получают более эффективную – направленную на "своего" потребителя – рекламную кампанию. Ценность подобной рекламной площадки постепенно осознается потенциальными клиентами. Результат налицо: по словам Андрея Романченко, объем радиорекламы в прошлом году увеличился на 13% по сравнению с 2000 годом.

Своеобразный рекорд темпов расширения рекламного рынка поставлен в Интернете – самой динамичной области адвертайзинга. Как мы уже говорили, скептическое отношение к сетевым средствам продвижения товаров сейчас сменилось оптимистичными прогнозами. Данные Минпечати таковы: за 2001 год на рекламу в Интернете потрачено $4 млн - на 67% больше соответствующих показателей 2000 года.

Общий объем рекламного рынка в России за прошлый год наконец достиг докризисного уровня (по данным Ассоциации рекламных агентств (РАРА). Такие показатели можно считать положительными – если учесть, что предприятия вкладывают средства в продвижение своей продукции на рынке, имея в виду более-менее долгосрочную перспективу развития.

На фоне быстро поднимающейся на ноги российской рекламной индустрии отчетливо заметен глубокий спад продаж за границей. Аналитики компании Merill Linch обратили внимание, что события в экономической жизни США вкупе с катастрофой 11 сентября привели к самому серьезному падению затрат на рекламу со времен Великой Депрессии. По прогнозам компании, средства, отпущенные на рекламу, в 2002 году должны уменьшиться примерно на 5% по сравнению с 2000 годом. А Кевин Салливан, рекламный аналитик компании Lehman Brothers (Нью-Йорк), считает, что затраты на рекламу в прессе упадут на 1%, причем в журналах - на 4%. Средства, вложенные в Интернет, по его расчетам, останутся прежними, вместо того чтобы вырасти на 10%, как ожидали ранее от этого сектора.

Пессимистические прогнозы дает семи крупнейшим рекламным рынкам мира лондонская группа Zenith Optimedia, специализирующаяся на медиа-планировании. По ее оценкам, в 2002 году картина рекламных затрат будет выглядеть примерно так: в США произойдет уменьшение расходов на рекламу на 1,8%, во Франции на 0,2%, в Германии на 2,8%, в Испании на 4,9%, в Великобритании на 1,9% и в Японии на 2,9%. И только для Италии предсказывается рост в размере 2%.

Выбор читателей