То ли люди, то ли куклы...

В 1770 году швейцарец Филипп Куртиус открыл в Париже выставку выполненных в человеческий рост восковых фигур. Затем еще одну – и пошло-поехало...

Некоторые ненавидят манекены, считая этих пластмассовых болванов пародией на людей. Я к ним абсолютно равнодушен. Но вот что (или кто) мне действительно не по душе, так это восковые фигуры. Эти мастерски вылепленные копии реальных людей четко ассоциируются у меня с покойниками, которых какой-то злой и неумный шутник вытащил из гроба и придал им различные позы, руководствуясь своей больной фантазией. Помню, впервые посетив один из музеев восковых фигур, я был не то чтобы шокирован, но как-то морально подавлен. Я еще дважды бывал в подобных музеях (в Мадриде и в Москве), и оба раза в душе оставался неприятный осадок от увиденного. Но вот мои спутники реагировали на восковые скульптуры совершенно иначе. В первую очередь их занимал вопрос: насколько похожи фигуры на реальных персонажей, а также – сколько времени и материала ушло на создание неживых клонов. Правда, практически все, кто делился со мной впечатлениями от посещения подобных музеев, признавались, что в самих фигурах было нечто зловещее (неважно, какой реальный человек был воплощен в воске) и даже мистическое. Вообще-то в этом ничего удивительного нет, поскольку сам материал, то есть воск, определялся древними как субстанция, соединяющая два мира: мир живых и мир мертвых. А восковым изображениям придавалось магическое значение.

В Древнем Риме с лиц усопших знатного рода снимали гипсовые слепки, по которым затем отливали восковые маски. Во время похоронных процессий специально расписанные маски несли рядом с умершим. Потом их хранили в парадных залах домов, а в дни праздников одевали для участия в торжественных церемониях. Но первые восковые фигуры начали делать в то время, когда уже утвердилась христианская религия. Восковые изображения умерших знатных и именитых лиц стали посвящать церкви и помещать в храмах. Иногда из воска делали лица для статуй святых, иногда лепили части человеческого тела, которые подносились различным святым с просьбой об исцелении. Король Карл VI во время болезни посылал в различные храмы свои восковые изображения в натуральную величину. Первоначально восковые фигуры создавались только в Италии, позже эта мода распространилась на Францию, Англию, Германию: многие представители знати заказывали свои восковые изображения на память потомкам. Использовали восковые фигуры и различные маги и колдуны. С целью извести недругов эти служители темных сил втыкали в их восковые копии длинные булавки. Вера в подобные формы магии никогда не умирала окончательно. Кстати, известны случаи, когда при отсутствии осужденных на смерть уничтожали их восковые и рисованные изображения.

Но собственно восковые портреты людей (причем живых) начали широко изготавливать только в XVII веке в Западной Европе. А сто лет спустя появились первые передвижные выставки фигур из воска. Между прочим, на этих выставках иногда демонстрировались и двигающиеся фигуры. В 1770 году швейцарец Филипп Куртиус открыл в Париже выставку выполненных в человеческий рост восковых фигур. Затем – еще одну, где были представлены фигуры "всех европейских государей и китайского императора". Со временем Париж стал центром, из которого Куртиус начал отправлять передвижные выставки в другие города и страны. Именно Филипп Куртиус и являлся наставником знаменитой мадам Тюссо, музей имени которой по-прежнему остается одним из крупнейших в мире. Девочка много времени проводила в его мастерской, наблюдая за работой мастера. Куртиус изготавливал из воска изображения монарха, его чад и домочадцев, а также знатных парижан. Тюссо, которая в то время носила имя Мари Гроссхольц, ему в этом помогала.

Первой фигурой, которую самостоятельно изготовила 17-летняя Мари, стала фигура Вольтера. Помимо обязательных заказов, в свободное от работы время будущая мадам Тюссо лепила портреты гостей Куртиуса – известных политиков, философов, поэтов. Вскоре Мари заметили при дворе и призвали в Версаль обучать сестру Людовика XVI искусству скульптуры. Но эта монаршая милость вышла ей боком во время революции 1789 года: Мари вместе с матерью посадили в тюрьму и чуть не казнили. Однако почему-то новые власти неожиданно освободили узниц. И Мари начала лепить портреты живых героев революции. Она даже обратилась к Робеспьеру с просьбой изготовить его бюст и получила согласие. Кульминацией в ее деятельности стало убийство Марата сторонницей короля Шарлоттой Корде. В ателье к Мари пришли несколько представителей власти и, потребовав взять все необходимое для снятия слепка, сопроводили к месту убийства, откуда еще не успели увезти Шарлотту. Вернувшись домой, Мари по памяти восстановила ее портрет, а позже по своим эскизам сделала маску-муляж Шарлотты. Неожиданно ее осенило, что эта женщина, одна, без Марата – своей жертвы, не представляет собой ничего особенного. У Мари появилась идея о создании не только фигур, но и отдельных сцен, воспроизводящих ключевые моменты истории. Так было положено начало ее будущей коллекции. К моменту смерти мадам Тюссо в 1850 году ее работы были хорошо известны во всем мире. К 1884 году ее внук Джозеф Рэндал Тюссо собрал все фигуры и поместил их в музее недалеко от Бейкер-стрит, где они сейчас и находятся. С тех пор коллекция постоянно пополняется.

Потомки мадам продолжают дело своей прабабушки, открыв музеи под именем мадам Тюссо в Амстердаме, Гонконге, Лас-Вегасе и Нью-Йорке... Сегодня практически нет ни одного крупного города, где не существовал хотя бы один небольшой музей восковых фигур. Подобные заведения всегда переполнены. Трудно сказать, чем именно они привлекают посетителей. То ли возможностью увидеть исторических персонажей, запечатленных в натуральную величину в воске, то ли чем-то иным... Может быть, в этих фигурах действительно есть нечто магическое?

Читайте также

Выбор читателей