Почему не выходит с экономикой

Правительство впервые за годы реформ пробует заняться среднесрочным планированием, что в условиях полнейшего отсутствия какой бы то ни было стратегии развития, безусловно, похвально

...Всё началось с того, что президент России В.В.Путин в категоричной форме потребовал от правительства увеличить темпы роста экономики минимум до 7-8% в год. Основная интрига завязалась, когда министр экономики (между прочим, выдвиженец президента) Герман Греф осмелился публично возражать Самому – в том смысле, что, мол, раз нет у нас возможности перепрыгнуть через 3,5%-4%, то прогноз пересматривать не будем, и баста. Запахло скандалом. Охочие до сенсаций и сильно заскучавшие в последнее время журналисты оживились, предрекая кровавую расправу над кабинетом. Но ничего не случилось, во всяком случае, пока.

Скандал затих, однако проблема осталась – экономика-то не растет. А тут как раз и новый повод для дискуссий подвернулся – верстка бюджета на 2003 год. В общем, не соскучишься: президент сурово настаивает, премьер озабоченно требует, правительство растерянно чешет в затылке, и даже Дума брызжет интеллектом – чуть не каждый день слушания да заседания. Забота у всех одна: как увеличить темпы роста (это задача-минимум), при этом кардинально ничего не меняя (а это – задача-максимум). Впрочем, последнее – уже из области сугубо охраняемых государственных тайн.

"Не шутите с правительством. Эти шутки глупы и неприличны", – сказал бы Козьма Прутков, будь он с нами. И правда: грешно, грешно смеяться над людьми, облеченными властью. Просто оглянемся вокруг и послушаем, что говорят. На тему экономики, конечно.

Вот, например, премьер-министр Касьянов на последнем заседании кабинета много говорил о том, что правительство должно наконец определиться, "какие источники роста будут доминировать в предстоящий период". "Сейчас, когда страна перешла на другой этап развития, необходимо систематически в течение года отслеживать такие показатели как производительность труда, энергоемкость производства и развитие конкурентности", – сказал премьер. Это, по его словам, то, что определяет развитие экономических свобод.

Очень своевременное заявление. От себя добавим лишь, что из четырех видов спроса, которые как раз и являются основными факторами роста, в России сейчас не работает ни один. Спрос со стороны населения растет медленно и переключился в основном на потребление импорта; инвестиционный спрос падает, экспортный – тоже, а спрос со стороны государства ограничивается официальной идеологией тотального урезания бюджетных расходов.

Зато с подачи президента правительство впервые за годы реформ пробует заняться среднесрочным планированием, что в условиях полнейшего отсутствия какой бы то ни было стратегии развития является, безусловно, фактом положительным. Например, на упомянутом заседании рассматривался прогноз социально-экономического развития страны на 2002 год и на среднесрочную перспективу, а также проект федерального бюджета-2003 и бюджетный прогноз на период до 2005 года.

Еще один позитивный момент: правительство, похоже, начинает задумываться о тарифной политике естественных монополий, в которой, по словам Касьянова, "к сожалению, пока полной ясности нет". Тревогу у премьера вызвали и данные Госкомстата, по которым в первом квартале текущего года средняя зарплата в энергетике – сфере, которая получает тарифы, – составила 6000 рублей, а у сталелитейщиков, которые платят тарифы, – 5000 рублей. "Надо понять, есть ли здесь сбалансированность?" – вопрошает премьер. И правильно. Лучше задуматься об этом сейчас, а не после вступления в ВТО, когда наши тарифы будут уже официально (то есть через суд) рассматриваться мировым сообществом как необоснованные дотации.

Одной из главных целей на будущий год Касьянов назвал недопущение снижения доходов населения. По его словам, "неснижение реальных доходов" бюджетников и военнослужащих – это "важная политическая установка, и она должна быть решена". Но с доходами населения такая история: они растут, и рост их в первом квартале этого года составил 8,7%. Однако рост ВВП – всего лишь 3,3%. Если эти цифры сопоставить, становится ясно, что мы продолжаем проедать наши инвестиционные ресурсы. А на фоне оттока капитала из России это означает, что что-то накапливать и инвестировать становится просто невозможно. Из-за искусственно поддерживаемого завышенного курса рубля растет импорт и падает экспорт, а население свои растущие доходы, уровень которых, кстати, так и не превысил докризисный, тратит исключительно на потребление импортных товаров.

Особое внимание, по мнению Касьянова, следует уделить обеспечению сбалансированности не только федерального бюджета, но и всей бюджетной системы страны. По имеющимся прогнозам, в 2004-2005 гг. намечается общий дефицит региональных бюджетов. Касьянов призвал продумать все аспекты завершения налоговой реформы в стране, с тем чтобы обеспечить полную сбалансированность бюджетов регионов.

И опять-таки – очень верно наш премьер подметил: есть у нас еще пока межбюджетная несбалансированность, есть. Посмотрите, как катастрофически вырос разрыв между богатыми и бедными регионами. Естественно, он был всегда, и в 80-е годы тоже, но все же в каких-то разумных пределах. Например, самый богатый регион – Москва по различным показателям лишь в 3,5 раза превосходил самые бедные регионы. Сейчас этот показатель разрыва достиг 80! Даже при Ельцине бюджетное соотношение центра и регионов старались держать примерно на уровне 50/50. Сейчас в пользу центра выгребается до 70% всех доходов. А обнищание регионов может привести к началу процесса территориальной дезинтеграции России.

Далее Касьянов подчеркивает, что сейчас необходима модернизация производства и снятие административных барьеров, чтобы конкуренция смогла стать реальным двигателем экономики. На самом деле, речь здесь идет о все тех же застарелых проблемах – коррупции и теневой экономике, которые отравляют деловой климат и мешают притоку нормальных инвестиций в экономику. Согласно исследованиям фонда "Индем", сегодня объем взяток в России близок к объему федерального бюджета и равен объему инвестиций в нашу экономику. На производителя такая ситуация накладывает фактически дополнительный 10%-ный налог с оборота. Что касается теневого сектора экономики, то он составляет в России как минимум 40% ВВП. Кстати, это еще один важный резерв роста темпов экономического развития, который не требует сиюминутных капиталовложений и имеет реальные объемы товаров и услуг. Но этот сектор не отражается ни в статистике, ни в налоговой сфере. Вопрос только в том, как создать условия, которые заставят теневиков эти объемы легализовать и платить с них налоги. Но этого, похоже, никто не знает. Почему? Потому что коррупция. Круг замкнулся. Вот такие дела.

Выбор читателей