Инфляция уходит в отпуск

Стоит ли рассуждать о дальнейшей работе накануне отпуска! Отпускника подменит его коллега. А инфляцию на время отпуска может заменить ее противоположность – дефляция

Госкомстат – ведомство точное, как сама математика. Однако и в его работе есть место столь субъективным методам исчисления и прогноза, как личные ощущения или даже фантазия. Вот на днях глава статистической службы России Владимир Соколин заявил во всеуслышание, что, "руководствуясь внутренними ощущениями", он предчувствует скорую и полную остановку инфляции: в июле и августе нынешнего года, говорит он, в России потребительские цены останутся неизменными либо вообще будет зарегистрирована дефляция (т.е. снижение потребительских цен). Впрочем, матушка-инфляция со своими капризами всегда является одним из главных источников вдохновения и фантазии государственных руководителей.

Но что же вызвало упомянутые ощущения у руководителя Госкомстата РФ, притом, что годовые прогнозы инфляции никто, вроде, пересматривать не собирается (по крайней мере, в меньшую сторону)? Оказывается, сельское хозяйство. Владимир Соколин пояснил, что в значительном замедлении темпов инфляции в июне нынешнего года, по сравнению с маем, виновно довольно раннее снижение цен на плодоовощную продукцию. Продукция эта стала поступать на рынок не в июле, как обычно, а уже в июне, по вине благоприятных погодных условий и более раннего урожая некоторых сельхозкультур. Кроме того, дают себя знать и отголоски обильного урожая прошлого года: запасов продовольственных товаров на складах осталось больше обычного. Вот и поползли вниз цены на сельхозпродукцию, а с ними – и инфляция, которая очень чутка к рынку продовольствия. Показатель месячной инфляции в июне (0,5%) оказался одним из самых низких за последние три-четыре года. Соколин отметил, что с учетом ожидающегося продолжения снижения цен на плодоовощную продукцию можно ожидать еще более низких темпов инфляции в оставшиеся до конца лета месяцы.

И пусть не смущает россиян взлет цен на бензоколонках: эксперты в один голос утверждают, что на инфляцию он не повлияет (или почти не повлияет), ведь бензин просто догоняет ее: слишком долго не дорожал, вот и скакнул неожиданно. Впрочем, первый зампред Банка России Олег Вьюгин допускает, что если бы в прошлом месяце не произошло 13-процентного скачка цен на бензин, то июньская инфляция составила бы не 0,5, а 0,3%. Но это, по большому счету, копейки.

Тут, правда, еще и тарифы на продукцию естественных монополий собираются вырасти: согласно решению правительства РФ от 20 июня, тарифы на газ увеличатся на 15%, на железнодорожные перевозки – на 6,8%, на электроэнергию, отпускаемую с федерального оптового рынка, – на 2,4%. Право увеличить тарифы предоставлено естественным монополистам с 1 июля. Однако и по этому поводу пока смущаться не стоит: скачка инфляции не будет, уверяет Госкомстат. Вовсе не факт, что тарифы повысятся сразу же, поскольку правительство определило им этот предел роста на все второе полугодие. А глава Минэкономразвития Герман Греф по этому поводу отметил, что разрешенное повышение, напротив, позволит удержать инфляцию по итогам года в запланированных рамках – 12-14%. Он выразил надежду, что ее параметры будут выдержаны как раз благодаря сезонному снижению темпов роста цен в летние месяцы.

Глава Госкомстата тоже не думает, что предстоящий рост тарифов естественных монополий скоро отразится на инфляции. По его наблюдениям, повышение тарифов на электроэнергию и другую продукцию естественных монополий сказывается на динамике потребительских цен "через несколько месяцев", и "в июле-августе это вряд ли будет ощущаться". Кроме того, доля продукции естественных монополий в объеме потребительских расходов в принципе незначительна.

В общем, инфляция серьезно собралась в отпуск. Она, конечно, вовсе не собирается уйти совсем – осенью непременно вернется. Госкомстат (уже на основе не личных ощущений, а каких-то более близких к математике методов) утверждает, что инфляция на потребительском рынке России по итогам первого полугодия 2002 года составила 9,0% против 12,7% за аналогичный период 2001 года. И хотя существуют различные мнения относительно того, какими будут ее достижения по итогам нынешнего года, никто не берется предположить, что она окажется ниже правительственного прогноза. Даже Владимир Соколин, предсказывая временную дефляцию, "не спорит" с 14-процентными инфляционными прогнозами на год. Не спорили с ними и эксперты недавно посетившей Россию миссии МВФ: прогноз инфляции в 14% они назвали реалистичным. Полон оптимизма и председатель Банка России Сергей Игнатьев, который прямо заявил: "я уверен, что мы эту цель достигнем". И в качестве доказательства напомнил, что за 5 месяцев текущего года рост потребительских цен составил 8,4%, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель достиг 10,9%.

Однако, скорее всего, инфляции удастся превзойти правительственные ожидания, хотя и ненамного. Из принципа. Заместитель руководителя "Центра развития" Андрей Клепач считает, что по итогам 2002 года инфляция будет "в пределах 15% плюс-минус полпроцента, что несколько выше, чем планирует правительство". И действительно, если сопоставить годовые и полугодовые показатели за текущий и предыдущий год и предположить, что в оставшиеся полгода никаких особых потрясений нас не ожидает (все "тренды" сохранятся), то получается, что инфляция должна составить в 2002 году где-то от 14,5 до 15,5%. Впрочем, здесь можно и нужно учитывать разные тенденции. Так, по мнению исполнительного директора Экспертного института Андрея Нещадина, "происходящее сейчас замедление темпов экономического роста позволяет говорить, что по итогам года инфляция, по всей видимости, будет на уровне 17%".

Но стоит ли рассуждать о дальнейшей работе накануне отпуска! Отпускника подменит его коллега; инфляцию на время отпуска может заменить ее противоположность. В братских республиках СНГ такое уже вовсю происходит. Премьер-министр Украины Анатолий Кинах сообщил, что по итогам первого полугодия 2002 года в его стране зафиксирована дефляция. Дело было так. Инфляция ушла в длительный отпуск: в первые пять месяцев этого года на Украине зафиксирован нулевой ее уровень. В июне, не выдержав длительного отсутствия "матушки", не ее место прокралась небольшая дефляция – в 1,8%. Эта цифра и стала итогом полугодия. Более того, Кинах отметил, что инфляция на Украине давно уже "халявит": аж с января 2001 года по сегодняшний день она составила всего 4,3%. Впрочем, украинское правительство верит в то, что после отпуска работоспособность "матушки" повысится, и прогнозирует в этом году ее рост в 9,8%.

В Армении инфляция отдыхает с начала лета. Так, если в мае она еще подросла на 1,7%, то в июне уже не работала, оставив на своем месте полупроцентную дефляцию. Впрочем, в отличие от украинской, армянская инфляция с начала 2002 года выросла аж на 4,6%, зато по итогам года ожидается ее рост всего на 3%. Такая вот арифметика.

Однако обольщаться не стоит: через пару месяцев инфляция вернется с новыми силами. Эксперт инвестиционной компании "Атон" Алексей Воробьев уже предрекает всплеск инфляции в сентябре-октябре, так как естественные монополисты поднимут свои тарифы ориентировочно в июле-августе. "Вполне возможно, – говорит эксперт, – что нас ждут месячные темпы роста инфляции выше 1%". Ну, до осени еще надо дожить, а пока роста цен не ожидается, разве что сахар подорожает. Это происходит каждый год, когда россияне начинают кампанию по заготовке варенья.

Выбор читателей