Марокко захватило испанский остров

Король Марокко Мохаммед VI накануне прзднования собственной свадьбы сделал подарки себе и жене. Супруге дарован титул королевы, а себе - необитаемый остров в проливе Гибралтар, правда, принадлежащий Испании

В королевском дворце в Рабате начинаются торжества по случаю свадьбы 38-летнего монарха Марокко Мохаммеда VI и 24-летней Сальмы Беннани, состоявшейся, впрочем, еще 21 марта. Официальное празднование королевской свадьбы было намечено на апрель, но в связи с опасным обострением обстановки на Ближнем Востоке было перенесено на более поздний срок.

Мохаммед VI, вступивший на престол 23 июля 1999 г. после смерти своего отца короля Хасана II и уже успевший за это время снискать славу реформатора, вопреки традициям своих предшественников, еще несколько месяцев назад заранее объявил о своей свадьбе и даже разрешил опубликовать в местной прессе фотографии своей невесты.

К 12 июля он издал указ о даровании своей супруге титула королевы. Но и сам решил без свадебного подарка не оставаться, и оккупировал крохотный необитаемый остров Перехиль в проливе Гибралтар, который своим считает Испания.

Накануне вечером около десятка марокканских жандармов высадились на островке, расположенном рядом с испанским владением Сеута в Северной Африке. Они были обнаружены испанским патрулем, который призвал их покинуть испанскую территорию. Вместо этого марокканцы достали два государственных флага своей страны, воткнули их в землю, после чего разбили палаточный лагерь.

Гражданская гвардия предупредила о захвате территории испанские власти, которые направили на остров еще два военных патруля. Военные корабли ВМС Испании были размещены менее чем в 2 км от Перехиля.

Островок размером всего в одну милю в диаметре представляет стратегический интерес, так как контролирует Гибралтарский пролив и подступы к Сеуте. В его пещерах могут укрываться несколько сот человек. Еще в 1836 г. США заинтересовались Перхилем и хотели его приобрести, желая создать в некотором роде "свой Гибралтар" на стыке Европы и Азии. Испания, до недавнего времени державшая здесь военный гарнизон, впоследствии выведенный за ненадобностью, не пожелала продать остров. В последние годы марокканцы не раз предъявляли претензии на остров, но они отвергались испанцами.

До войны между двумя странами, конечно, пока еще далеко. Тем не менее для Испании, от которой хочет отделиться расположенный неподалеку Гибралтар, сохранить за собой безлюдный остров – дело принципа. С другой стороны, окончательная редакция "Предварительного Статута об автономии города Сеута", по которой Перехиль входит в зону Испании, является довольно размытой и дает повод для споров.

МИД Испании уже выразил резкий протест и призвал руководство Марокко "уважать status quo" и соблюдать "Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве" между двумя странами, подписанный в 1991 год. Кроме того, Мадрид призвал власти Марокко срочно принять необходимые меры и покинуть территорию Испании.

Рабат, однако, объяснил свой шаг необходимостью создания в зоне "наблюдательного центра для борьбы с нелегальной иммиграцией и международным терроризмом в Гибралтаре". Представитель марокканского МИД, заявление которого цитирует марокканское агентство MAP, пояснил, что остров Перехиль находится в марокканских территориальных водах, как указано в законодательстве Марокко, устанавливающем границы прибрежных вод, и уже "неоднократно использовался марокканскими военными в своих целях".

Неурегулированность проблемы эмиграции марокканцев в Испанию наряду с территориальными спорами привела к тому, что в октябре прошлого года Марокко отозвало своего посла из Мадрида. Тогда звучали обвинения в том, что "испанцы относятся к марокканцам с "оскорбительным высокомерием", предъявляют права на города Сеута и Мелилья (кстати, основанные испанцами задолго до появления марокканского государства) и на бывшую испанскую колонию Испанская Сахара, захваченную марокканцами в 1975 году. Теперь кризис между двумя странами, которые в ХХ веке вели между собой кровопролитные войны, вступил в новую острую стадию.

Выбор читателей