На крючке у Лесина

Не секрет, что на российском рынке телерекламы идет жесткая конкурентная борьба. Но выигрывает ее пока все тот же один монополист...

Не секрет, что на российском рынке телерекламы идет жестокая конкурентная борьба. Но выигрывает ее пока все тот же монополист – группа компаний "Видео Интернешнл". Эта группа является эксклюзивным продавцом рекламного времени на каналах ОРТ (ЗАО "Медиа сервис – Видео Интернешнл"), РТР (ЗАО "ВИ – Приоритет"), REN TV (ООО "Рекламная Группа "Видео Интернэшнл") и уполномоченным агентством по продаже рекламных возможностей в эфире сети СТС (ЗАО "ТСВ"). Специалисты в области рекламы утверждают, что и с НТВ у группы есть картельное соглашение на поставку рекламы.

В настоящее время президент группы компаний Юрий Заполь и генеральный директор Максим Бойко при помощи серьезного административного ресурса, обеспеченного им главой Минпечати Михаилом Лесиным, продолжают начатую в мае атаку на новый телевизионный канал ТВС, который вопреки сложившимся традициям решил создать собственную рекламную службу. Но ни тут то было. "Видаки", как их ласково называют журналисты, приступили к переговорам с потенциальными зарубежными и отечественными рекламодателями. Тема одна: "имейте дело только с нами". Для справки: с середины 90-х годов на телевидении ведущую роль играют крупнейшие зарубежные рекламодатели, занимающие верхние позиции и в топ-листах во всем мире: Procter & Gamble, Mars, Nestle, Wrigley и др.

Доля отечественных брендов на телевизионном рекламном рынке оценивается примерно в 7-8% в 1997 году, 8-9% - в 1998 году и около 18-20% в 1999 году. Рост доли российских брендов в 1999 году произошел в значительной мере благодаря двум рекламодателям - Wimm-Bill-Dann и "Бинитекс". Второй год активные рекламные акции на телевидении проводят пивоваренные компании. Так вот, по некоторым сведениям, содержательная сторона переговоров основывается на том, что если рекламодатель решит ставить рекламу на ТВС, то он будет лишен 15%-ной агентской скидки на других ведущих российских каналах. Классно придумано. А где же государство, где Министерство по антимонопольной политике (МАП)? Не пора ли им серьезно заняться этим самым рекламным рынком.

В кругах, близких к ТВС, поговаривают, что "Видео Интернешнл", не мудрствуя лукаво, предложило заключить трехлетний договор ТВС на условиях 15% каналу от предоставляемой группой рекламы. Иными словами, "Видео Интернешнл" предложило каналу "решить" все их проблемы за 85%-ую скидку. Правда, где в таком случае бывшая "шестая кнопка" найдет море дополнительного эфирного времения под рекламу по демпинговым ценам, ничего не говорится. Руководство канала, естественно, не согласилось. И тут в процессе "уговоров" появился другой не менее серьезный козырь – лицензия МНВК. Как известно, по условиям конкурса на "шестерку" была оговорена возможность начала вещания победителем лишь после того, как приостановленная лицензия ТВ-6 будет аннулирована. А произойдет это после юридического завершения ликвидации "шестерки". Прописать начало вещания в лицензии Минпечати не смогло, потому что судебные разбирательства по поводу ликвидации ТВ-6 еще далеки от завершения. Мажоритарный акционер Борис Березовский, как известно, оспаривает законность ликвидации, а "ЛУКойл", в свою очередь, - проведение представителями Березовского собрания акционеров телекомпании и избрания ликвидационной комиссии.
Еще 16 мая министр Лесин заявил, что никакой полноценной лицензии на вещание до полной ликвидации нынешнего держателя - МНВК-новый "шестой телеканал" не получит. Ликвидация далека от завершения и, по словам министра, есть "много юридических аспектов и ряд административных ситуаций, которые надо четко соблюсти". Идея "четкого соблюдения", т.е. отфутболивания на неопределенный срок, не вызывает радости ни у журналистов, ни у большинства акционеров "шестого телеканала". Дело приняло настолько серьезный оборот, что даже Олег Киселев, представляющий интересы новых телеолигархов, никак не мог договориться с министром. Однако под давлением общественности вещание "ТВС" 1 июня началось. Но крючок с лицензией до сих пор присутствует, и им умело продолжает пользоваться монополист телевизионного рекламного рынка.

Выбор читателей