Российская политика: выборы до выборов

Когда в прошлом году принимался новый закон "О политических партиях", некоторые искушенные в аппаратных интригах функционеры предупреждали: "Грядет чиновный произвол". Многие тогда не поверили, а напрасно

Помнится, когда в прошлом году принимался новый закон "О политических партиях", некоторые искушенные в аппаратных интригах функционеры предупреждали: "Грядет чиновный произвол". Многие тогда не поверили, а напрасно. Весенне-летний политический сезон явился блестящим подтверждением самых мрачных опасений.

Газета "Yтро" уже писала о возникших коллизиях (то ли правовых, то ли организационных) с СПС и "Яблоком", о 10 партиях, которым было отказано в регистрации. Однако после разъяснений заместителя председателя Центризбиркома Евгения Сидоренко стало ясно, что все безобразия и неразбериха только начинаются.

Напомним, что в список "отказников" попали: "Либеральная Россия", "Трудовая Россия", "Русский общенациональный союз*", "Христианско-демократическая партия", "Российская коммунистическая рабочая партия", партия "Возрождение" и др. При этом (обратите внимание на риторику), представитель Избиркома отметил, что все сделано в строгом соответствии с требованиями закона "О политических партиях", и что Минюст готов отстаивать свою правоту в суде. "Бессмысленно искать какие-либо политические или даже "эмоциональные" мотивы в действиях Минюста", - подчеркнул чиновник. Что ж, посмотрим, действительно ли Министерство было столь безупречно в своей законопослушности? А заодно попытаемся разобраться в некоторых мотивах, побудивших его отказать в регистрации одной из партий. Поскольку сейчас бьют не по принципу принадлежности к либералам или патриотам, "левым" или "правым", а по "точкам роста", по тем, у кого есть реальная перспектива. Не будем политически пристрастны и возьмем пример с совершенно другого фланга, скажем, историю и регистрацией партии "Возрождение".

Официальная сторона вопроса такова. Партия "Возрождение" была зарегистрирована в 1993 г. на основе закона "Об общественных объединениях" и прошла перерегистрацию (ясное дело – в Минюсте) в качестве общественно-политического движения 7 августа 1998 г. (свидетельство № 2731). В 2002 г. уже по новому закону "О политических партиях" движение подает уведомление о преобразовании в партию и в феврале проводит преобразовательный съезд. При этом ни разу со стороны Минюста никаких возражений не возникло. И только после того, как были поданы все официальные документы, и через месяц после того, как истекли все оговоренные в законе сроки, Минюст отказал в регистрации. В чем же причина? Вот тут начинается самое интересное. В официальном уведомлении об отказе читаем: "В Едином государственном реестре юридических лиц уже значится общероссийское общественное объединение за №422, имеющее наименование "Возрождение". Согласно ст. 6 закона "О политических партиях" не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и общероссийских общественных объединений".

Что же это за таинственное "Возрождение", которое так внезапно отыскалось в недрах государственного реестра? Ответ на официальный запрос в Минюст пришел почему-то из Научного центра правовой информации. Оказывается, в ноябре 1991 г. (!) был зарегистрирован некий Фонд социального развития "Возрождение", председателем правления которого являлся некий Роман Иосифович Купревич. Данный фонд ни разу не проходил государственную перерегистрацию, необходимость которой предписана ст. 52 ФЗ "Об общественных объединениях", а значит, он попросту потерял законный статус. В соответствии с указанной статьей, общественные объединения, которые не прошли перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке в оговоренные сроки по требованию регистрирующего органа, то есть Минюста. Таким образом, Министерство давно должно было предпринять действия по ликвидации фонда и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц, но этого почему-то никто не сделал.

Остается только добавить, что указанный фонд был создан в 1991 г. с целью "возрождения" не чего-нибудь, а Чечни, а членами правления там числятся Аслаханов, Починок и Степашин. Да, и вот еще… Из неофициальных бесед в Минюсте выяснилось, что клерк, ответственный за ликвидацию не прошедшего перерегистрацию фонда, соответствующие документы в суд все-таки намеревался подать, но почему-то фонд так и не был ликвидирован. Может, решили попридержать до удобного случая? И если что не так, срезать кого-нибудь на регистрации. Простенько и со вкусом. А главное, без всяких "политических и эмоциональных мотивов" - только по "формальным признакам". Косвенным свидетельством в пользу данной версии является то, что отказ был подписан 29 мая, а вручен лишь 24 июня. То ли еще месяц думали, то ли время тянули, чтобы партия в суд не успела подать. Как там сказал Сидоренко: "Ни одна из партий пока в суд не обратилась"?

По словам руководителя пресс-службы "Возрождения", данное общественное объединение в суд уже обратилось, и притом настроено весьма решительно. Его даже вряд ли остановит "напутствие" функционеров из Минюста, высказанное неофициально, конечно, при вручении отказа в регистрации, что, мол, никто и не отказывается, что повод для отказа притянут за уши, и если вы измените название, то мы придумаем другую причину. Все равно вам, ребята, не жить. Ну, не повезло вам, не попали вы в "список Суркова".

Вот так Минюст, используя "дырки" в новом "технологичном" законе, превращает его по своему старинному обыкновению в дышло, чтобы использовать в политических целях. Вы спросите, какие "дырки"? Ну, например, в старом законе "Об общественных объединениях" дается жесткое определение, что является названием объединения. В новом законе "О политических партиях" уже употреблен термин "наименование", причем ничего не сказано относительно того, что является наименованием. Вот и возникает коллизия.

Хочется заметить, что закон "О партиях" - частный, в то время как закон "Об общественных объединениях" - общий. И если нет трактовки, что такое наименование в законе "О партиях", то надо применять формулировку из закона "Об общественных объединениях", а по этой формулировке партия "Возрождение" и фонд "Возрождение" не являются одноименными, так как по действующему закону организационно-правовая форма является частью названия (там фонд, а тут партия). Но это сознательно не замечают, и если сразу же не дать через суды по рукам нашим чиновникам, то они могут дойти до полного абсурда, обосновывая запрет любой партии лишь совпадением любого из слов в наименовании. Таким образом, дело тут не в жесткости закона, а в том, что кому-то очень хочется в очередной раз взять на себя роль "сортировщика" и превратить заявительную систему регистрации в разрешительную. Одним словам, провести выборы до выборов.

Список зарегистрированных партий красноречиво свидетельствует, что такой выбор уже сделан. Поэтому на выборах, скорее всего, сюрпризов не будет, зато будет политическая стабильность. Как на кладбище.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей