Заключенные бегут за новым сроком

Заключенные бегут из тюрем от невыносимости своего бытия не только у нас, но и в Индии. Там из колонии строгого режима сбежали 32 заключенных. 15 из них нашли по горячим следам, остальных ищут

В индийском штате Мадхья-Прадеш из колонии строгого режима для малолетних преступников бежали 32 заключенных. Как сообщило сегодня Всеиндийское радио, они напали на охранников. Некоторых их них дети избили до потери сознания. После этого они взломали запоры, вышли за пределы колонии и разбежались в разные стороны.

Полиция штата была поднята по тревоге. В результате продолжающейся и сейчас масштабной операции удалось уже обнаружить и задержать 15 беглецов. Они утверждают, что взбунтовались из-за невыносимых условий заключения, жаловались на жестокость обращения и непригодность пищи. Надо заметить, что в колонии отбывают сроки несовершеннолетние, приговоренные за тяжкие преступления.

Как оказалось, заключенные бегут от невыносимости бытия и у нас. У всех на слуху недавний случай в Свердловской области. Из местного СИЗО сбежали девять подростков, двое из которых обвинялись в тяжких преступлениях. По горячим следам руководству СИЗО совместно с милицией удалось задержать беглецов. Как выяснилось в ходе разбирательства по возвращении на нары, ребята бежали из-за того, что считали свою жизнь в заключении невыносимой. Не нравилось все – и режим, и питание, и "граждане начальники". Терпение юных преступников, понимаете ли, лопнуло. Они и убежали. Не известно, понимали ли они, что бегут не на свободу, а всего лишь за новым сроком.

В нашей стране нет ювенальной юстиции, т.е. не создан пока комплекс мер и законов, ориентированных на решение сугубо детских правонарушений. В России судят за трехсотрублевую кражу в супермаркете одинаково – и 14-летнего подростка, и взрослого человека. Правозащитники утверждают, что нередко дети не понимают, что с ними произошло, и за какой именно проступок взрослые лишили их свободы.

Корреспонденту "Yтра" эту тему прокомментировала заместитель директора Центра содействия реформе уголовного правосудия Людмила Альперн. Она считает проблему подростковой преступности одной из самых серьезных для нашего общества.

Л.Альперн утверждает, что во всем цивилизованном мире существует ювенальная юстиция, потому как правительства разных стран понимают, что держать несовершеннолетнего в тюрьме – это проблема всего государства. Там понимают, что за железным засовом в тюремной камере ребенок окончательно испортится. Людмила Ильинична убеждена, что для многих, если не всех, попадание в СИЗО - окончательный приговор, хотя большинство из ребят совершили какие-то мелкие кражи или просто уличены в хулиганстве.

Для многих подростков, попадающих за решетку, самой большой проблемой на воле были окружающие люди, "неблагополучные" родители и старшие товарищи. По данным Альперн, 3-4% российского тюремного населения – это несовершеннолетние. Более половины воспитанников любой российской исправительной колонии для несовершеннолетних – это люди, которые вообще не должны сидеть в тюрьме. Они осуждены за мелкие кражи, а могли бы быть просто наказаны, скажем, исправительными работами или штрафом.

Нынешний министр юстиции РФ Юрий Калинин убежден в том, что в тюрьмах должно сидеть не более 15% от нынешнего тюремного населения, т.е. только опасные преступники, которые совершили преступления против личности. Несмотря на то, что министр исповедует довольно прогрессивные взгляды, с реформой пенитенциарной системы никто не торопится.

По словам Людмилы Альперн, подростки нередко убегают из мест заключения, даже иногда с тяжкими последствиями для персонала. Альперн рассказывает случай, когда мальчик с хорошими характеристиками не вернулся вечером в камеру с работ, т.к. ему вспомнилась его мама. Его нашли спустя несколько часов. Он просто хотел на время вернуться домой, чтобы увидеть мать.

Выбор читателей