Глава района стал английской королевой

Проблемы муниципалитетов, в первую очередь, упираются в деньги. Но "наверху" считают, что мэры обойдутся без финансирования, если заменить их наемными работниками. Одного уже заменили

Реформа местного самоуправления, о необходимости которой так долго говорили политики муниципального уровня, началась. Как известно, проблема взаимоотношений федеральной и региональных властей едва ли не в первую очередь сводится к вопросу о разграничении полномочий между ними. По словам одного из региональных руководителей, "от 60 до 80% федеральных функций в России сейчас исполняет местное самоуправление". А вот денег на их выполнение у муниципалитетов нет, их забирает федеральный бюджет. Именно поэтому уже давно от региональных политиков звучат предложения провести реорганизацию управляющих структур.

Много надежд возлагалось на прошедшее в Вологде совещание, где председатель комиссии по разграничению полномочий, замруководителя президентской администрации Дмитрий Козак должен был поделиться результатами своей работы с руководителями регионов Северо-Западного федерального округа. Как заметил вице-спикер Новгородской думы Сергей Фабричный, "впервые в пореформенной России была поставлена задача сопоставить объем расходных полномочий всех уровней госвласти и местного самоуправления с размерами доходных источников". Однако результаты работы комиссии можно счесть по меньшей мере странными. Обсуждалась не финансово-экономическая составляющая организации местного самоуправления, - больное место руководителей муниципальных образований, - а сугубо административные тонкости.

Дмитрий Козак озвучил идею, созревшую в недрах президентской администрации, - назначать руководителями городов и районов профессиональных менеджеров, работающих по контрактам. Назначать их, согласно словам Козака, должны избираемые на местах депутаты. С работающего по контракту наемного управленца можно спросить куда жестче, а значит, и выполнять свои функции он будет лучше.

Но ведь несоответствие расходов и доходов местных администраций подобным образом не устранить. По мнению одного из участников совещания, "предложенная комиссией Козака концепция реформы не выдерживает никакой критики, да, собственно, никакой концепции предложено и не было". В самом деле, на совещании речь шла только о территориально-организационной основе местной власти. Сергей Фабричный рассказал, что "практически все выступавшие в голос заявляли: это важно, но, не разобравшись с финансами, затевать перекройку административно-территориального деления РФ (что, по сути дела, и предлагается), решать, будет ли мэр выборным или наемным менеджером, - занятие бесполезное".

Однако представитель президентской администрации счел, что основная причина возникающих финансовых неувязок - расстояние между народом и муниципалитетами. Дескать, в отрыве от народа грамотно управлять местным бюджетом невозможно. А потому следует создать органы самоуправления в каждом городе, селе и деревне, после чего все проблемы решатся сами собой.

Кстати, идея о назначении мэров возникла не на пустом месте. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления, подписанной в России во времена Ельцина, в соответствующий закон были внесены положения, согласно которым руководители муниципалитетов действительно могут не выбираться. Другое дело, что никому раньше в голову не приходило применять такое на практике. Прозвучавшая на федеральном уровне мысль заставила депутатов в областях и районах вчитаться в текст закона и обнаружить всю широту собственных прав в вопросах взаимодействия с главами администрации.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Обсуждение реформ структуры местного самоуправления ударило рикошетом по тем самым фигурам, которые до последнего момента доносили до федеральной и региональной власти мысль о необходимости подвижек в существующем положении вещей на местах.

Первая жертва - Александр Рогов, глава Печорского района Псковской области, один из самых активных глав муниципалитетов, объединившихся в свое время в Конгресс муниципальных образований. На днях его оставили в собственном районе без бюджетной "красной кнопки", с одним только мандатом доверия, выданным ему населением на выборах.

23 июля на внеочередном заседании районного Собрания депутатов было принято решение назначить главой печорской администрации некую Нину Круглову. Сделали это народные избранники на законном основании, опираясь на статьи 26 и 30 Устава собственного муниципального образования, в который до этого не так давно внесли соответствующие изменения. Районные законодатели решили, что отныне главу администрации население избирать не будет. Депутаты сами будут назначать главного районного управленца и, соответственно, спрашивать с него, как с наемного работника. Председателю Собрания депутатов они поручили заключить контракт с вновь назначенным главой администрации, оговорив в решении срок контракта сроком собственных полномочий. Главе администрации поручено исполнять бюджет, решать вопросы жизнеобеспечения района, - в общем, заниматься всем тем, чем до недавних пор занимался господин Рогов.

Но избранный всенародно бывший глава администрации по-прежнему остается главой района - лишить его данных народом прав никто не может, голосовали все-таки за него всем миром. Потому предложили бывшему нынешнему главе исполнять представительские функции, стать, так сказать, главным районным политиком.

Михаил Прусак, губернатор Новгородской области, кстати, заметил, что "региональные элиты не допустят реформы в таком виде". Но, видно, ошибся. Заместитель псковского губернатора Дмитрий Шахов, когда корреспондент "Yтра" напрямую спросил его об отношении к коллизии в Печорском районе, где избранный глава оказался в роли английской королевы, ответил следующее: "Инициатива исходила от районного Собрания". По его словам, "губернская власть воспринимает это как эксперимент. Мы не можем сказать, что это положительный опыт, достойный распространения. Но и отрицательным тоже не считаем. Печорский район вообще у нас известен как экспериментальный".

Похоже, только один глава "экспериментального" района Александр Рогов не понял, что все это понарошку, а не всерьез. Он заявляет, что "районное Собрание самовольно лишило жителей района права избирать главу". Рогов считает, что при принятии новой редакции Устава была нарушена процедура, и собирается подавать в суд на областную администрацию, которая зарегистрировала изменения в Уставе. "Голый король" района рассчитывает исполнять обязанности до разрешения дела в суде. По мнению Рогова, конфликт был бы исчерпан, если бы областная администрация отменила свое решение о государственной регистрации новой редакции Устава района.

Выбор читателей