Как покончить с газовой халявой
Часть II

Без существенного повышения внутренних цен на газ, с одной стороны, и либерализации доступа в Единую систему газоснабжения, с другой, обеспечить развитие газовой отрасли не удастся

Свистать всех на биржу

Итак, без существенного повышения внутренних цен на газ, с одной стороны, и либерализации доступа в Единую систему газоснабжения (ЕСГ), с другой, обеспечить нормальное развитие газовой отрасли не удастся. Под "нормальным" развитием подразумевается такое положение, когда и денег на разработку новых месторождений хватает, и дефицита (мнимого или реального) на газовом рынке не возникает. При этом главная, пожалуй, на сегодня задача – это стимулирование независимых производителей, поскольку, как отмечалось, именно наращивание их добычи должно закрыть потенциальную брешь в газовом балансе страны.

Важную роль в этом отношении призвано сыграть создание газовой биржи, через которую независимые производители смогут реализовывать свой газ по свободным ценам, а "Газпрому" будет разрешено продавать 5-6% от объема его добычи. На первых порах доля "Газпрома" на бирже составит 50%, а затем – по мере увеличения добычи независимыми производителями – снизится до 30-35%. При этом концерн обяжут обеспечить беспрепятственную транспортировку через ЕСГ "чужого" газа, поставляемого по биржевым контрактам. Главными покупателями на бирже, очевидно, выступят энергетики: хотя приобретаемый таким образом газ обойдется дороже, чем получаемый в рамках лимитов по госрасценкам, тем не менее, это все равно позволит сэкономить по сравнению с закупками мазута или угля. По оценкам, биржевые цены будут превышать государственные на 20-30%. Почему же не на 100, 200, 300%? Именно потому, что практически все лимиты, в настоящее время обеспечивающие в основном потребности экономики в природном газе, пока сохранятся, и на биржевые торги будут выставляться "излишки" и "новый" газ. Это еще не свободный газовый рынок как таковой, но важная ступень на пути к нему.

В открытии газовой биржи, как нетрудно видеть, заинтересованы все – и "Газпром", который сможет несколько сократить свои убытки на поставках внутренним потребителям, и, тем более, независимые производители. Тем не менее, сие радостное событие постоянно откладывается и теперь, по всей видимости, состоится не ранее следующего года (хотя пробные торги, не исключено, успеют пройти еще в году нынешнем). В чем же дело? Помимо ряда проблем чисто технического свойства, основной стопор – это вопрос о том, кто будет управлять биржей и через какие банки потекут денежки. "Газпрому" очень хочется подмять всё под себя, что отнюдь не по душе тем же нефтяникам. Так что теперешняя практика блокирования газовым монополистом прямых договоров, заключаемых нефтяными компаниями, – это прежде всего инструмент давления на несговорчивых меньших братьев по газовому бизнесу.

Чего хочет "Газпром"

Вообще говоря, "Газпрому" не нужно ни свободное ценообразование, ни тем паче либерализация доступа в свою трубу. Концерн вполне устроили бы просто высокие, хотя и фиксированные цены. К тому же, в любом случае полная свобода цен – это повестка не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Для начала в "Газпроме" рассчитывают за счет повышения государственных тарифов выйти хотя бы на безубыточность внутренних продаж. Экстраполяция нынешней динамики тарифов и валютного курса показывает, что в 2005 году оптовые цены на газ вполне могут достигнуть $30, а то и $35 за 1 тыс. кубометров. Это уже кое-что, принимая на среднесрочную перспективу за желаемый ценовой уровень $40-50 за тысячу кубов. В концерне также надеются на постепенное увеличение доли внутренних поставок по свободным (биржевым), то есть более высоким ценам, с учетом чего общая ценовая картина будет и вовсе выглядеть весьма неплохо.

Что же касается трубы, то "Газпром", естественно, желает остаться ее полновластным хозяином, однако прекрасно понимает, что какое-то расширение доступа к ЕСГ независимых производителей необходимо и неизбежно, причем в его собственных интересах. Действительно, без этого закрывать "дырку" в газовом балансе заставят (не мытьем, так катаньем) "Газпром" – за счет сокращения высокоприбыльных экспортных поставок и наращивания долгов, не говоря уже о том, что о реализации сверхлимитных "излишков" по биржевым ценам придется забыть. Следовательно, надо не противиться неизбежному, а обстоятельно подготовиться к ослаблению своего монопольного положения, в частности к тому, что рано или поздно встанет вопрос и о доступе прочих газодобытчиков на экспортные рынки.

В связи с этим реструктуризацию отрасли в "Газпроме" представляют себе так: первый этап – это формирование внутреннего рынка газа, что предполагает рост газодобычи независимыми компаниями, расширение биржевой торговли газом, а также постепенное увеличение гостарифов до уровня средней нормы прибыли. При этом объемы газа от независимых компаний в размере до 50 млрд. кубометров в год "Газпром" готов пропускать через ЕСГ без привлечения капиталовложений этих производителей. Когда же указанный порог окажется превышен, потребуется расширять сеть магистральных газопроводов, а следовательно, создавать механизмы аккумуляции соответствующих инвестиций со стороны независимых газодобытчиков. Окончание первого этапа – выравнивание государственных тарифов и биржевых цен (и, таким образом, выравнивание ценовых условий для "Газпрома" и независимых производителей): именно это послужит сигналом того, что внутренний рынок газа в основном сформировался. С этого момента – и никак не раньше – возможен допуск других компаний к экспорту в рамках квоты, которую "Газпром" всемилостиво выделит (внутри данной квоты – распределение пропорционально добыче), что знаменует второй этап преобразований. Иначе говоря, реформа по такой схеме полностью сохраняет привилегированное положение "Газпрома" и по сути сводится к тому, что газовый гигант "добровольно, в порядке трудовой дисциплины" поделится толикой своих рынков.

Другие варианты

При всем многообразии предложений по реформированию газовой отрасли все они в том или ином приближении повторяют один из следующих вариантов: газпромовскую схему; вариант, предусматривающий выделение из "Газпрома" транспортной составляющей и, возможно, расчленение добывающих подразделений на несколько независимых компаний; полную либерализацию отрасли, включая экспорт. Разделение "Газпрома" на газотранспортную и газодобывающую(-ие) компании выглядит вполне естественно и, тем не менее, представляется спорным решением. Планируемое реформирование РАО "ЕЭС России" и пример "Транснефти" не могут служить здесь аналогами: в первом случае иные масштабы, во втором – другая организация экспорта: основная масса экспортируемой нефти поступает не напрямую потребителям, а на биржу; соответственно, действуют отличные от газовых поставок механизмы ценообразования. Если цена на нефть складывается на мировом рынке, то на газ – на региональном, причем в последнем случае цены в значительной степени формируются целенаправленной политикой отдельных крупных поставщиков. Возможности расчлененного "Газпрома" по проведению такой политики окажутся существенным образом ослаблены. Полная же либерализация экспорта, как отмечалось в самом начале настоящего обзора, способна и вовсе обрушить экспортные цены (особенно, если в соответствии с "Энергетической хартией" доступ к российской газотранспортной системе будет открыт и для нерезидентов). Как ни крути, но выходит, что самое разумное – не горячиться и избрать осторожный вариант преобразований, иными словами, ту или иную модификацию газпромовской схемы (дополнив ее некоторыми ограничениями всевластия естественного монополиста).

Вместе с тем, есть одно очень большое "но". Дело в том, что наши западноевропейские братья по разуму задумали традиционную систему функционирования своего газового рынка поломать и самым радикальным образом оный рынок либерализовать, причем уже к 2005 году. Это означает, что вся экспортная стратегия "Газпрома", которая еще с советских времен строится на долгосрочных контрактах, грозит полететь в тартарары. Проработанных предложений по поводу возможного "ответа Чемберлену" пока что-то не слышно. В то же время реформировать отечественный газовый сектор, не учитывая указанное обстоятельство, нельзя. Впрочем, правительство отвело себе срок для раздумий на тему газовой реформы до декабря. Может, к тому времени что-нибудь да придумает?

Выбор читателей