Фестиваль "Нашествие" оказался богат сюрпризами и зрелищами: Кипелов пел с "СерьГой", Бутч выпустил в небо тысячу шаров, а завершили все страшные сказки Короля и Шута...
День второй. "Здорово, Кострома", – слышатся над полем бодрые женские распевы – под псевдоэтнику "русского Deep Forest" "Ивана Купалы" сонное царство ипподрома, угомонившегося после шоу Zемфиры глубоко за полночь, мало-помалу пробуждается от сладкой утренней дремы. Погода стоит отличная: приятное августовское солнце, не жарко. Слагаются очереди за утренним пивом и – едва ли не большие – за обратным и обязанным этому напитком процессом. Солистки "ИК", подобно Кисе Воробьянинову, добывают баранки из небольших корзинок и одаривают ими ближайших зрителей...
Эстафету подхватывают уральцы из "Агаты Кристи". Полтора года назад коллектив потерял клавишника Александра Козлова (его "фоновые" переливы определяли фирменный стиль "Агаты" последние несколько лет). Сегодня акценты сдвинуты в сторону гитарного звучания, но программированные клавиши и прочие "минусовые" сэмплера, используемые группой на концерте, – не адекватная замена. Как-то не так, бледнее... Впрочем, стратегический запас старых хитов за почти пятнадцатилетнюю историю неизменно обеспечивает "АК" теплый (местами даже горячий) прием. Вот только какой, интересно, теперь будет их следующая пластинка?
Далее фестиваль вновь уходит из прямого телеэфира, посему до двух часов дня сцена вновь отдается молодым дарованиям... Относительное затишье прерывают "Смысловые галлюцинации"; после пронзительной "Вечно молодой, вечно пьяный" (включенной в саундтрек "Брат-2") группа наконец достигла культового статуса. "Глюки" ни текстами, ни музыкой особенно не гармонируют с панк-культурой – что, впрочем, абсолютно не мешает гитаристу под финал выступления расколошматить инструмент о стойку и выбросить щепки в толпу. Как сказал бы герой другого культового текста: "Смысловые галлюцинации" – тоже хорошая группа, но зачем же гитары ломать?". Не к месту, а главное, уж так неоригинально...
А вот парад огнеглотателей во время сета группы "Ногу Свело" (премьера песни "Бензин") получается ярким и впечатляющим: по подиуму мечутся кожаные садо-мазо-девицы с хлыстами, юноши-каскадеры подобно Змеям Горынычам выбрасывают в небо протуберанцы огня, воздух пропитан отчетливым "ароматом" керосина, а из-под сцены на балдеющую от такого шоу толпу пожарный в каске льет... конечно, не бензин, но обыкновенную воду из шланга. "Нога..." посчитала, что публике будет довольно ярких воспоминаний, и сегодняшнее выступление группы проходит без скандального гигантского фаллоса.
Неприкасаемые" Гарика Сукачева были участниками двух предыдущих "Нашествий"
open air, а на этот раз в качестве представителей русского ритм-н-блюза в Раменское приглашена "СерьГа". Галанин и Сукачев когда-то вместе играли в легендарной "Бригаде С", поэтому появление на сцене Гарика (сегодня он – элегантный dandy в белом) и совместное музицирование особого удивления у зрителей не взывает – друзья, старинные коллеги – все проходит замечательно! Зато чуть раньше, именно во время концертного сета "СерьГи", некоторых фанов-"арийцев", случайно забредших в это время "в зал" (аудитория этих команд все-таки несколько различна!), едва не хватил кондратий: последние полгода Кипелов регулярно заявлял о намерении прекратить совместную работу с "Арией", и когда Валерий вышел и запел вместе с Галаниным, мысль была у всех – вот это бомба! Впрочем, желтые издания в итоге остаются без сенсационных заголовков: это – всего лишь дуэт. Но какой!
Вообще-то, большинство участников "Нашествия" кочуют с фестиваля на фестиваль, поэтому "Ночные снайперы", да и те же "Би-2" – уж не такой повод для среднего москвича в выходные тащиться сорок километров за город. А вот ветераны питерского рока "Пикник" и "Аквариум" – совсем другое дело.
Его имя – стершийся иероглиф, его одежды залатаны ветром: Шклярский, как обычно в черном, в темных очках, с отливающим золотом распластанным талисманом и гитарой, зовет в мир своих фиолетово-черных грез, колоритный басист ему подмога. "Говорит и показывает" – честно говоря, не ожидал, что с "Пикником" сегодня работает балет – впрочем, лиц актеров не видно (скрыты под масками), но одеяния их так же причудливы, как и строчки песен. Фантастические фигуры органично вписываются в волшебное шаманство. Лунные бабочки, серебристая мумия-пришелец ("Египтянин"), факиры-огнеглотатели и апофеозом всему – Смерть, управляющая за ниточки марионеткой-гитаристом.
Расписание групп висит на заднике сцены, поэтому задолго до следующего объявления ди-джея толпа особенно слаженно принимается скандировать: "Ария"! "Ария"!.. Зрителей в соответствующих фанатских одеяниях здесь сегодня много (больше, наверное, только разнообразной символики "КиШ"), и группа не мучает народ ожиданием – "Здесь куют металл", "Беспечный Ангел", "Штиль" – золотой голос Кипелова разносится над стадионом, вокалист выходит вперед к многотысячной армии поклонников, иногда к нему присоединяется Дубинин. Многие наслышаны о грядущем распаде группы, и для многих это стало еще одним, решающим аргументом приехать сюда, в Раменское. По какой-то нелепой прихоти организаторов почти все фотографы, аккредитованные на фестиваль, на второй день доступа к сцене не получают, вынуждены снимать из фанатской зоны, но на сете "Арии" из-за всеобщего буйства сделать это реально разве что сидя на плечах коллеги (в итоге, мы так и делали, за что позвольте выразить
нашим кучу "благодарностей")... Без традиционной "Жанны..." дело не обходится – на гитарном соло все трое "гитареро" сбиваются в кучу и синхронно размахивают "хайрами"; эта фишка кочует из концерта в концерт, всего вероятнее, они просто от души прикалываются сами над собой... И напоследок – "Воля и разум". Сразу после завершения сета журналисты осаждают музыкантов, главный вопрос – неужели
действительно все? Кипелов и Холстинин на пресс-конференции сидят рядом, без какого-либо намека на конфликт меж собой, на вопрос о грядущих сольных проектах отвечают уклончиво, но почти одновременно – "подождите, ребята, когда это случится, тогда и будем об этом говорить". Таким образом, точку ставить рано, пока – многоточие; тем более что еще должен быть "официальный прощальный" концерт, в последний день лета в "Луже".
Выступление Butch запомнилось в основном тысячей цветных воздушных шаров и дождем из фольги, но песни его меня не греют; более чем прохладно отношусь и к не слишком эстетичным манерам "Ленинграда". Вместе со Шнуром на сцену во второй раз сегодня вышел Гарик Сукачев – еще на прошлом "Нашествии" он намеревался сделать это. А после концерта до машины Шнурова вели несколько дюжих омоновцев; но ревнители нравственности возликовали рано ("так ему и надо, чтоб не матерился со сцены!") – на самом деле, это фанаты Шнура готовы были разобрать артиста на сувениры...
Самый "динозаврый" участник "Нашествия" – БГ. Наш DJ Стрельцова представила его публике так: "Он – светел, от него сияние исходит". "Пригородный Блюз" покойного ныне Майка Науменко как мостик от давнего к нынешнему. ...Его взор обращен в сторону Востока, он спокоен и медитативен, и даже великая русская река Волга обретает у БГ особый растаманский смысл; ведь в конечном итоге "Небо становится ближе"... а с прессой БГ не общается; это, упаси Боже, не высокомерие – все ответы ищите лучше в его песнях...
В рядах зрителей наблюдается движение: с этого момента и до позднего вечера участниками дальнейших выступлений остаются только представители
нашего панка: "Тараканы", "Элизиум", Distemper, "НАИВ", "Король и Шут" – знакомые все лица: едва ли не все они месяц назад отработали на панк-фесте в парке Горького. "Карету мне, карету!" – оглядываемся на стадион: армия "КиШ" собралась в полном составе, тысяч сорок-пятьдесят готовы к безбашенному панковскому угару, вечер сегодня будет жарким. Закатное солнце краснеет за пеленой пыли, над воинством гордо реют флаги – Мурманск, Ростов-Дон, Брянск, Уфа, Тула, миллионная Самара и крошечное Сонково... со всей страны съехались сюда фаны
нашей музыки. Немного жаль, конечно, что у
наших сегодня в фаворе панк-рок (или это все же личные пристрастия Михаила Козырева?), но... в конце концов, за эти песни голосовали
наши радиослушатели и для многих из них "Нашествие" – едва ли не единственная возможность пообщаться с единомышленниками, ощутить единение ("мы вместе!"), а главное – услышать любимых исполнителей "вживую", тем более – два дня и "в одном флаконе". В любом случае, впечатлений им должно хватить на год – аккурат до следующего "Нашествия".