Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
По утверждению 22% россиян, "падение нравов" и снижение бытовой культуры в самых разных его проявлениях является причиной общего упадка культуры. Респонденты отмечают, что на улице "один мат", "поведение наглое, не уступают место", "люди дикие", "малограмотные", грубят друг другу, "тяги к учебе нет". "Все пьют", молодежь – наркоманы и алкоголики, "в театрах пусто", "народ не ходит на культурные мероприятия". 15% опрошенных полагают, что культура в упадке, поскольку "нет хороших русских фильмов", "по телевизору идут низкопробные фильмы и шоу", процветает "засилье иностранных сериалов" и "американских кинофильмов", "идет одна порнография", "много насилия", "даже мультфильмы в жанре боевиков". Что ж, тема современного отечественного телевидения – одна из самых болезненных, и ничего удивительного нет в том, что с именно с этим связывает оскудение духовности довольно существенная часть населения.
Третья относительно большая группа пессимистов крайне обеспокоена отсутствием или закрытием центров досуга ("закрытие культурных объектов", "клубы не работают, в деревнях нет фильмов", "в городе нет ни одного кинотеатра", "библиотека пустеет, клуб не работает", "драмтеатр так и не достроили", "молодежи негде время проводить"). Тех, кто придерживается данной точки зрения – 11%.
С чрезмерной дороговизной услуг учреждений культуры связывают нравственные проблемы еще 3% опрошенных ("все билеты очень дорогие, простому человеку недоступны", "высокие цены на художественную литературу"). 7% наших сограждан говорят об успехах в отдельных областях культуры, 5% - о росте числа соответствующих мероприятий в городах и селах, 4% - об общем подъеме культуры, а 1% опрошенных указывает на восстановление памятников старины как на признак общего возрождения. Вот некоторые из их высказываний: "много спектаклей и много новых театров", "наши фильмы стали "Оскара" получать", "музеи открываются, картинные галереи, концертов стало больше", "книги любые в любых количествах", "повысился уровень воспитанности людей", "реставрация памятников, храмов".
Говоря об ответственности власти, опрошенные отмечали в первую очередь работу Министерства культуры. По мнению 33% наших граждан, от деятельности главы этого ведомства в значительной мере зависит работа находящихся под его руководством учреждений. О том, что такая зависимость лишь частична, говорят 18% россиян. При этом только 14% опрошенных определенно знают о том, кто именно руководит сегодня главным культурным ведомством России. Это, впрочем, никому не мешает оценивать деятельность Министерства плохо (34%), а самого министра обвинять в том, что он не справляется с работой (24%). Усилия Миникульта оценивают хорошо лишь 15% опрошенных, а Михаил Швыдкой соответствует занимаемой должности в глазах 18% россиян. 51% затруднились оценить работу ведомства, а 54% - его руководителя. Аргументация респондентов, в сущности, совпала с той, которую они использовали, характеризуя состояние культуры в современной России, с той лишь разницей, что 6% отметили недостаточность финансирования. Интересно, что этот упрек был адресован именно Министерству, а не Думе или правительству.
Довольно любопытным является тот факт, что, обосновывая свою точку зрения на состояние современной культуры, опрошенные не упоминали проблемы национального, этнического и религиозного характера. Между тем, как показывает недавний опрос, проведенный другой социологической компанией – Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), - в настоящее время 55% в той или иной мере одобряют идею "Россия для русских". Сложно сказать, может быть, культура для наших сограждан действительно представляет собой некий интернациональный феномен, а, может быть, национально-конфессиональные отношения отходят на второй план перед более насущными проблемами…
Очень мало было сказано о литературе, тогда как, согласно данным ФОМ, 32% граждан вообще не читают книг. Среди респондентов моложе 35 лет доля нечитающих составляет 25%, а среди людей, имеющих высшее образование – 13%. Да и среди тех, кто отнесли себя к читающей аудитории, набралось 11% таких, которые за последние три месяца не брали в руки книг (7% опрошенных).
Художественная литература стоит далеко не на первом месте рейтинга. У респондентов с высшим образованием, к примеру, приоритет отдан профессиональной, научной литературе (27%), учебным пособиям, справочникам, словарям, энциклопедиям (24%). И только 16% предпочитают русскую и зарубежную классику.
Люди моложе 35 лет тоже отдают предпочтение учебно-справочной литературе вкупе с "женскими" романами и иностранными детективами (по 14%). Еще 12% назвали в числе наиболее читаемых книг детскую литературу (ее читают детям и для себя самих).
Таким образом, наиболее активная, казалось бы, и образованная читательская аудитория отдает предпочтение книгам, которые могут помочь в профессиональной деятельности. Иными словами, литература утилитарна. Утилитаризм, который, с одной стороны, позволяет с максимальной эффективностью использовать время и деньги, а с другой – заставляет терпеть определенные эстетические неудобства, не первый год является весьма заметной чертой современной России. Особенно заметно он проявлен в наших буднях с их комбинатами быстрого питания и пластиковыми столиками в кафе. Компактность, простота и отсутствие излишеств – все, что позволяет сэкономить хотя бы минуту, пускает свои корни в быту и, как следствие, в сознании людей. Экономия на всем – от посещения культурных мероприятий и чтения художественной литературы до сокращения обеденного перерыва и обращения друг к другу, особенно среди коллег. "Иван Иваныч" становится анахронизмом. Мы говорим: "Ваня", экономя на секундах разговора и минутах соблюдения иерархического ритуала. Это не хорошо и не плохо. Это – есть. Культура приспосабливается к нынешнему веку, и ничего удивительного нет в том, что подавляющая часть россиян говорит об ее упадке. Наверное, с точки зрения XX века те процессы, что происходят сейчас, действительно выглядят как декаданс. Однако история любой страны знает только два продолжения упадка: исчезновение государства и его развитие. Падать бесконечно нельзя – это закон природы, против которого бессильно любое мнение, даже общественное.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт