Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Напомним вкратце канву событий. Сперва достоянием гласности стали выдержки из секретного доклада Пентагона, в котором Саудовская Аравия была названа "врагом" Соединенных Штатов, финансирующим террористов; в это же время саудовские СМИ заполнились резкими антиамериканскими материалами. Кроме того, Эр-Рияд превратился в одного из наиболее суровых критиков планируемой Вашингтоном операции против Саддама Хусейна. Масла в разгорающийся огонь взаимной вражды подлил судебный иск на $1 трлн., поданный родственниками погибших в трагедии 11 сентября против "спонсоров международного терроризма". К означенным спонсорам были причислены крупные саудовские банки, корпорации и благотворительные организации. Более того, в этом списке оказались трое членов королевской семьи Саудовской Аравии, включая министра обороны принца Султана бин Абдул Азиз-аль-Сауда. В ответ саудовские миллиардеры пригрозили вывести свои капиталы из американских активов. О таком намерении немедленно объявил, например, саудовский банк Al-Rajhi Investment and Development Corp., фигурирующий в качестве одного из ответчиков по указанному иску. Новая волна антиамериканских публикаций, причем не только в Саудовской Аравии, но и в других странах Персидского Залива, запестрела призывами срочно изымать вклады из Соединенных Штатов. С соответствующим обращением выступил, в частности, глава корпорации Al-Zamil Group Абд-аль-Рахман Аль-Замил.
Данные об инвестициях Саудовской Аравии в США весьма существенно разнятся: называются цифры от $400 млрд. до $750 млрд. Известный саудовский финансовый эксперт Бишр Аль-Бахит оценивает общий размер капиталовложений государств Персидского Залива за рубежом в $1,3 трлн., в том числе в США – $700 млрд. В любом случае речь идет об огромных суммах. Вывод этих средств из Соединенных Штатов способен послать и без того шатающуюся американскую экономику если не в нокаут, то в тяжелый нокдаун. Как говорится, "процесс пошел": по мнению Аль-Бахита, инвесторы из стран Залива начали переводить свои капиталы из США в Западную Европу сразу же после событий 11 сентября, однако сейчас такой отток становится все более массовым. До недавнего времени многие арабские эксперты были склонны объяснять это не столько политическими пертурбациями, сколько экономической рецессией в Штатах, а также общим падением доверия к рынку после скандалов с крупнейшими американскими корпорациями.
Впрочем, первые сообщения о возможности массового вывода из США арабских капиталов именно по политическим причинам датируются не позднее марта с.г. Однако полгода назад особого доверия эта информация не вызвала. С тех пор ситуация существенным образом изменилась. Тем не менее, скептическая реакция преобладала и на аналогичные сообщения, прошедшие по мировым СМИ 20-23 августа. Отчего же?
Ну, во-первых, помимо Америки, первоклассные вложения возможны только в Европе, а доверие к европейскому рынку в настоящее время тоже не ахти какое высокое. Главное же в том, что благополучие арабских шейхов напрямую зависит от нефтяных цен, которые, в свою очередь, в немалой степени определяются экономической ситуацией в США – крупнейшем мировом потребителе и импортере нефти. Так что затевать крупномасштабную диверсию против американской экономики шейхам вроде бы не с руки. По этой причине прозвучавшие из Саудовской Аравии угрозы об изъятии капиталов расценивались, скорее, как шантаж, как один из способов давления на зарвавшегося "партнера" – давления, которое возымело эффект. Ведь американцы начали старательно делать примирительные пассы (хотя, если последовательно бороться с гидрой международного терроризма, то бомбить надо как раз Эр-Рияд, а вовсе не Багдад).
Все это, безусловно, так. Однако с другой-то стороны: кто же будет спокойно дожидаться, пока его денежки арестуют. К тому же, речь в данном случае идет именно о частных вкладах, а частные инвесторы в случае опасности действуют так же, как охваченная паникой толпа, – каждый стремится спастись сам по себе, даже если соответствующие телодвижения гибельны с точки зрения группового выживания. Между тем возможность замораживания в США саудовских авуаров воспринимается в самой Саудовской Аравии как достаточно реальная. Что уж говорить об отдельных бизнесменах, если даже члены королевской семьи, которые, несмотря на междоусобные распри, договорились, согласно последней информации, о выводе семейных "сбережений" из ставшей ненадежной Америки.
Сообщения о таком решении появились в британской прессе 28 августа. Причем высказывается предположение, что оно было принято еще до выдвижения триллионного иска к "спонсорам международного терроризма". Одновременно в указанных сообщениях уже гораздо более уверенно толкуется о том, что вывод из США саудовских капиталов (принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам) вообще принял во второй половине августа массовый характер. Правда, насколько первоначальный ручеек стал полноводным потоком, можно сказать лишь очень приблизительно. 21 августа Financial Times оценила общий объем изъятых из Америки с начала года саудовцами средств в сумму от $100 млрд. до $200 млрд. Теперь цифра $200 млрд. все чаще называется аналитиками в качестве нижней оценки размера убежавших капиталов – убежавших, разумеется, в Европу. (Так, по словам того же Аль-Бахита, "в саудовские банки не поступило ни цента".) Не благодаря ли такому перетоку укрепилась европейская валюта?
Если данный процесс и в самом деле выйдет на качественно иной уровень, т.е. Америка в ближайшее время "обеднеет" еще на несколько сотен миллиардов долларов, спрогнозировать последствия не стоит труда – американские фондовые индексы ускорят свое позорное падение, а евро вновь отнимет у доллара лишний жирок. Однако, во-первых, экономический кризис в США больно стукнет всех. Во-вторых, информация о "бурном потоке" все же нуждается в перепроверке – ведь европейские индексы пока тоже падают, евро несколько сдал и не может восстановить ранее завоеванные позиции, относительно низкими остаются цены на золото и т.д. Наконец, в-третьих, слишком много сейчас факторов неопределенности, способных кардинально перекрасить глобальную экономическую картину; выделим два – прежде всего это, разумеется, полный туман с американской акцией против Ирака (не в том смысле, как скоро ударят, а в том, насколько успешно), плюс к тому неясность с исходом президентских выборов и развитием финансовой ситуации в Бразилии, где, несмотря на 30-миллиардный кредит МВФ, сохраняется угроза дефолта. Если американцы окажутся удачливы и завершат антисаддамовскую операцию быстрой победой, посадив в Багдаде лояльное им правительство, а также профинансировав модернизацию иракской нефтяной промышленности, то цены на нефть могут обвалиться, как в 1997-1998 гг., до $10 за баррель, а то и ниже. Если же Бразилию таки поразит финансовый коллапс, то деньги со всех развивающихся рынков устремятся прежде всего в США, компенсируя бегство арабских капиталов.
Гадать, как все сложится, занятие на сегодняшний день пустое. Однако, по всей видимости, отношения между США и Саудовской Аравией разладились всерьез и надолго. Рано или поздно саудовские капиталы все равно сделают Америке ручкой.
Инфляционное давление на народ усиливается
Украинские войска снова пытались бить по российской территории западным вооружением