"Ария": вечер судного дня

31 августа "Ария" последний раз выступала в нынешнем составе, а возможно, и в истории группы вообще: Кипелов, Манякин и Терентьев отказались продлевать контракты на будущий сезон

Сет-лист:
"Химера", "Небо тебя найдет", "Раскачаем этот мир", "Горящая стрела", "Грязь", "Штиль", "Король автострады", "Реквием"/"Волонтер", "Огнем и мечом", "Осколок льда", "Беспечный Ангел", "Ночь короче дня", "Герой асфальта", "Игра с огнем", "Ангельская пыль", "Тореро", "Баллада о древнерусском воине", "Улица Роз".
На прощание:
"Здесь куют металл", "Воля и разум".

Еще только увидев афишу, я понял, что статья будет называться именно так, по аналогии с русским переводом битловского "A Hard Day’s Night". Судный день – воздастся каждому по делам его... В течение последнего полугода армию арийских фанов лихорадило – уходит Кипелов или нет? Кое-кто отказывался в это верить, но официальные сводки были неумолимы: последний концерт группы в нынешнем составе должен был состояться вечером 31 августа на МСА Лужников... Как выяснилось, вместе с Кипеловым работу над новым материалом отказались продолжать и Терентьев с Манякиным. Девизом последнего концерта прозвучала строчка одной из песен группы: "Мы расстаемся – так будет лучше...".

Прощальное шоу началось еще за час до появления музыкантов. На двух небольших экранах по бокам сцены мелькали кадры фильма о буднях группы: рабочие моменты Дня борьбы со СПИДом, саундчек и закулисье "Нашествия-2001" (мне было особенно приятно узреть в кадре себя во время интервью с Терентьевым), репетиции тура "Классическая АРИЯ". Толпа время от времени принималась шуметь, подпевать, но в целом познавательный интерес преобладал над подростковым адреналином (средний возраст аудитории – лет 25). В четверть девятого фильм закончился, и почти сразу же зал погрузился во тьму. Затем – яркая вспышка, и слепящий шар стремительно поднялся ввысь, рассыпавшись огненным занавесом... "Ты уходишь от погонь... но цель твоя – химера" – в этом концерте слишком много символичного; не химера ли призрачная цель половины арийцев, решивших покинуть группу, находящуюся на пике успеха – по крайней мере, финансового... Нужны очень веские причины, чтобы на это решиться; видимо, творческие разногласия сегодня тоже достигли пика.

Сказать, что зал был полон, – ничего не сказать. За неделю до концерта билетов не осталось, распроданы даже места позади сцены. Поэтому задника нет, она просматривается насквозь: только инструменты и полукруглая стойка-радуга со светом, и пятеро (шестеро, семеро...) арийцев... Оказывается, это трудно – найти для такого дня нужные слова: Кипелов честно признается, что не знает, что говорить. "...Поэтому лучше скажу словами героя фильма "В бой идут одни старики": все пройдет, только музыка останется..."

Впрочем, нет ничего, что бы указывало на то, что конфликт в группе выходит за рамки творческого. Концерт движется своим чередом: "Грязь", "Штиль" – в припевах Кипелов может отдыхать: зал поет если и не лучше, но старается вовсю... Народная пиротехника тоже на уровне – все баллады неизменно сопровождаются зажигалками и свечами; к концу выступления некоторые уже не в силах выражать эмоции – и голос сел, и зажигалка сдохла, благо, баллад за двухчасовой концерт хватило – "Осколок льда", "Беспечный Ангел", "Игра с огнем" (ну с огнем же!), "Ангельская пыль"...

Одним из сюрпризов вечера становится присутствие на сцене клавишника первого состава "Арии" Кирилла Покровского. Появившись перед чуть притихшей толпой, он поведал, что долгое время жил за границей, занимался классической музыкой, дирижировал оркестром, но все-таки "нет ничего лучше Родины" – и "Арии".

Хиты следуют один за другим. Становится жарко – в прямом и в переносном смысле. На мониторах – крупно – лицо Кипелова с каплями пота. Партер – на плечах соседей, а Кипелов делает "...но ни шагу наза-ад!!!", нота в ноту – никакой халтуры; да и остальные не отстают, выкладываются полностью...

Удивительно, но на бис группу вызывают более вяло, чем хотелось бы: ясно, что они должны будут петь еще что-нибудь... Две прощальные вещи – тоже из раннего: "Здесь куют металл" и "Воля и разум".

Весь стадион в один голос поет, понимая, что следующего повода отрываться придется ждать очень долго. Под финальные аккорды "Воли..." измочаленный Кипелов стаскивает с себя футболку с обложкой "Химеры", Покровский следует его примеру; группа выходит на поклон, Манякин швыряет в зал палочки, Холстинин горстями разбрасывает медиаторы – всем ясно, что играть они больше не станут...

Длинная змеящаяся толпа обратно к метро, но – никаких всхлипывающих поклонниц, только скандирование "Ария! Ария!", и то там, то тут еще не остывшие фаны принимаются хором орать что-то про Жанну... Никто не верит, что это был последний концерт "Арии"?


Автор благодарит организаторов концерта – творческое объединение "Арт-Сокол" за предоставленную аккредитацию на концерт. Поскольку с аккредитацией для фотографа возникли трудности, снимки приводятся с одного из последних московских концертов группы ("Нашествие-2002").

Выбор читателей