МВФ хочет как лучше. А получится...

Предположительно, банкротство должно оградить государства-должники от дефолта, а значит, и избавить от его пагубного влияния весь рынок внешних заимствований

Завершившаяся на днях в США осенняя сессия руководящих органов Международного валютного фонда и Всемирного банка ознаменовалась весьма неоднозначным решением. Своего рода сюрпризом стало предложение МВФ разработать процедуру применения процесса банкротства по отношению к государствам, которые не в состоянии возвращать и обслуживать внешние долги.

В целом, подобная инициатива не нова. Некоторое время назад представители МВФ, в частности зам. исполнительного директора Фонда Энн Крюгер, уже предлагала идею т.н. "суверенного банкротства". Однако на сей раз за "суверенных неплательщиков", похоже, решили взяться основательно. Во всяком случае, дефолт Аргентины и ситуация в Бразилии заставили многих сомневающихся влиятельных финансистов определиться в пользу разработки концепции банкротства целого государства. В случае окончательного принятия предложений МВФ процедура банкротства должна быть полностью разработана к апрелю 2003 г.

Суть идеи сводится к выработке цивилизованной схемы реструктуризации долгов стран, не способных обслуживать внешний долг. В базовую основу процедуры должен лечь принцип банкротства корпораций, с тем лишь отличием, что ни о какой распродаже имущества государств-банкротов речи пока не идет.

В рамках реализации идеи предполагается создание международного суда, в компетенцию которого будет входить определение способности страны обслуживать свои долги. В этот суд может обратиться любая страна, столкнувшаяся с трудностями в выплатах по внешним заимствованиям. Она может просить у судей защиты от требований кредиторов через введение моратория на выплаты до завершения реструктуризации задолженности. Предположительно, "суверенное банкротство" должно оградить государства-должники от дефолта, а значит, и избавить от его пагубного влияния весь рынок внешних заимствований. Признанное же банкротом государство, избавившись от опасности дефолта, получает возможность постепенно, на льготных условиях рассчитываться со своими кредиторами.

Данная идея уже успела вызвать крайнее недовольство крупных инвесторов, поскольку предлагаемая МВФ схема заметно ограничивает права кредиторов. Неоднозначная реакция последовала и со стороны многих развивающихся стран, которым, казалось бы, надо только радоваться возможности гарантированного страхования от дефолта.

Как выясняется, с "суверенным банкротством" не всё так просто и однозначно. Действительно, для ряда стран, находящихся в преддефолтном состоянии, возможность избежать худшего через процедуру банкротства придется как нельзя кстати. "Суверенное банкротство", как отмечалось выше, пока не предполагает каких-либо имущественных санкций, а наоборот, облегчает условия несения долгового бремени. То есть риски, связанные с неспособностью должника обслуживать свои обязательства и вытекающими из этого последствиями, ложатся на кредитора.

Однако ряд развивающихся стран, не имеющих проблем с обслуживанием внешних обязательств, рискуют стать жертвой неизбежного при этом общего повышения рисков инвестирования в развивающиеся рынки. Так, о своем недовольстве предложением МВФ уже поспешила заявить Мексика, остающаяся одной из наиболее благополучных развивающихся стран в своем регионе. Не исключено, что принятие предложения Фонда негативно будет воспринято и Россией. На сегодняшний день ее позиции на мировом долговом рынке выглядят достаточно прочно, и говорить о возможности применения к стране банкротства по схеме МВФ нет никаких оснований. Однако наша страна по-прежнему нуждается в займах и инвестициях, условия которых в случае реализации программы "суверенных банкротств" могут заметно ухудшиться.

Выбор читателей