Песни ни о чем

"Планируйте начало концертов как можно раньше, так как мы любим очень долго играть", – говорит культовый экс-вокалист Can Дамо Сузуки. Он приезжает в Россию, чтобы спеть "ни о чем" на "никаком языке"

Все началось с того, что в гостевой книге на сайте группы "АукцЫон" появилось сообщение: "Я переписываюсь с экс-вокалистом группы Can Дамо Сузуки. Он выразил желание приехать в Россию и сыграть с вами несколько концертов. Свяжитесь, пожалуйста, с ним. С уважением, Михаил". Музыканты "АукцЫона" не стали долго раздумывать – и пригласили легендарного исполнителя.

Первая запись Can была сделана в июне 1968 года во время концерта на выставке современного искусства в Германии. В группе тогда играли: Ирмин Шмидт – клавиши, Хольгер Шукай – басист и звукоинженер, Михаэль Кароли – гитара, Джеки Либецайт – барабаны, Малькольм Муни – вокал.

В мае 1970 года на свой концерт в Мюнхене Can прибыли без вокалиста. Шукай и Джеки сидели в кафе и в окно увидели странного вида (мелкого, худенького и волосатого) уличного музыканта, который то ли пел, то ли медитировал, совершая такие движения, как будто молился солнцу. "Знаешь, что, – сказал Шукай своему коллеге, – вон тот парень будет нашим новым певцом". Либецайт только хмыкнул. Тем не менее, допив кофе, они подошли к странному типу: мы, дескать, экспериментальная рок-группа, и сегодня у нас концерт в клубе Blow Up. Если ты вечером не занят, не хочешь ли присоединиться? Парень, оказавшийся японским хиппи, отзывался на имя Дамо Сузуки. Немного подумав, он согласился.

В интервью, которые он давал в девяностых годах, Шукай подчёркивал, что Can – это четыре инструменталиста, с которыми сотрудничали разные певцы. Верно и то, что Дамо Сузуки ни в коем случае не был музыкальным лидером группы, однако с его появлением Can стали во многих отношениях новым коллективом, а с его уходом в 1973-м все чудеса и неожиданности закончились.

С Дамо группа выпустила четыре альбома: "Soundtracks" (1970), "Tago-Mago" (1971), "Ege Bamyasi" (1972) и "Future Days" (1973). А потом Дамо женился на немецкой девушке из секты "Свидетели Иеговы*" и покинул Can. Для остальных членов группы это был удар ниже пояса. Они прослушали массу вокалистов, но всё это было "не то"...

Возвращение в музыку Дамо состоялось только десять лет спустя, когда он развелся с женой, покинул "Свидетелей" и присоединился к немецкой группе Dunkelziffer. А через три года создал собственный проект Damo Suzuki Band, который постепенно трансформировался в Damo Suzuki Network's.

О последнем стоит рассказать отдельно. Damo Suzuki Network's не имеет постоянного состава музыкантов. Отправляясь на гастроли в "дальнее зарубежье", Дамо собирает местных музыкантов, способных "композиторствовать на сцене". Он особо подчеркивает, что это не джем-сейшн и не импровизация, а именно композиторство, т.е. музыканты должны создавать музыку прямо на сцене. А что же Дамо? О его манере пения ходят легенды. Вот что говорит он сам: "Поскольку я не умею петь, я использую свой голос в качестве инструмента. Мало какие вещи в жизни вызывали у меня интерес, поэтому я пою ни о чем. Я не концентрирую свое внимание на каком-то определенном предмете. Иногда звуки, которые я издаю, бывают похожи на английские, французские и немецкие слова, но на самом деле я пою на языке каменного века".

В октябре Дамо приедет в Россию. В Москве он появится 18 октября ("16 тонн"), в Санкт-Петербурге – 20 октября ("RedClub").

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей