Дума голосует "по Чубайсу"

Процесс реформирования электроэнергетики худо-бедно стронулся с мертвой точки. В правительстве надеются, что пакет "энергетических" законопроектов будет утвержден уже в текущем году

Событие, в ожидании которого не один месяц ломали копья представители правительства, депутаты, инвесторы и политики, свершилось. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике". За законопроект проголосовал 261 депутат, против – 152, воздержался – один. Как и предполагалось, правительственный вариант поддержала думская центристская коалиция, к которой присоединились СПС и группа "Народный депутат". Противниками законопроекта традиционно выступили Агропромышленная депутатская группа, КПРФ и – несколько неожиданно – "Яблоко".

Принятый документ должен лечь в основу поэтапного перехода электроэнергетики России к новой схеме функционирования, концепция которой была разработана менеджментом РАО ЕЭС и одобрена правительством. Законопроект обозначает сроки реформирования отрасли и перечень изменений, подлежащих внесению в другие законодательные акты.

Документ предусматривает этапы и сроки введение в действие Закона об электроэнергетике: 1 января 2003 года – для всех положений; 1 июля 2005 года – касательно разделов, обеспечивающих функционирование оптового и розничного рынков энергии и систему госрегулирования тарифов. В результате, по замыслу авторов, с 1 июля 2005 года в России должен начать функционировать полноценный конкурентный рынок электроэнергии. Помимо этого, законопроект содержит нормы, регламентирующие распределение акций реорганизуемого общества. В частности, был решен один из наиболее спорных вопросов, касающихся долей государственного участия в уставном капитале Федеральной сетевой компании (ФСК) и Системного оператора (СО). Важным моментом является то, что Системный оператор наделен широчайшими полномочиями: он имеет право выдавать субъектам электроэнергетики обязательные для исполнения оперативно-диспетчерские команды вне зависимости от формы собственности этих субъектов. Доля государства в ФСК и СО не должна быть ниже 52% плюс одна акция.

Законопроект предусматривает придание деятельности ФСК и СО естественно-монопольного характера в силу технологической особенности функционирования рынка электроэнергии. Это является необходимым условием. Диспетчерское управление направлено на осуществление централизованного оперативного контроля и координацию технологических процессов в электроэнергетике. Централизованное управление обеспечивается через регулирование загрузки технических устройств электростанций и электросетей.

Кроме того, предусматривается недопустимость пресловутых "веерных отключений", получивших в последние годы широкое распространение как мера воздействия энергетиков на неплательщиков. Правда, это не означает, что любые отключения теперь окажутся вне закона. Так, правительство имеет право утверждать для отдельных групп потребителей особый порядок их отключения.

Итак, процесс реформы электроэнергетики худо-бедно стронулся с мертвой точки. В правительстве надеются, что пакет "энергетических" законопроектов будет утвержден уже в текущем году. В этом случае схема реформы, которую многие считают "чубайсовской", получит отсутствующее на сегодняшний момент законодательно-правовое обоснование.

Решение Думы в полной мере соответствовало чаяниям руководства РАО ЕЭС. Перспективы большинства миноритарных акционеров РАО остаются туманными – пока неизвестно, по какому принципу и в каких объемах будет происходить реализация активов РАО, а следовательно, с чем в результате останутся нынешние миноритарии. Как уже сообщалось, [LINK URL="" NAME="глава энергохолдинга обещал обнародовать список активов компании, которые не будут продаваться ни при каких условиях"]. Этот перечень интересует сегодня миноритариев в наибольшей степени. Однако вряд ли информация на этот счет появится на текущем этапе процесса реструктуризации отрасли.

Выбор читателей