"Газпром" принюхивается к пустыне

"Газпром" может оказаться одним из пионеров газодобычи в Саудовской Аравии. Наравне с ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, BP и другими западными "китами" нефтегазового бизнеса

Стремление крупнейших отечественных компаний к наращиванию своего присутствия на рынках других стран в последнее время становится тенденцией. В желании называться "транснациональными" российские корпорации прибегают порой к неожиданным ходам: тут и покупка зарубежных сетей заправочных станций, и попытки наладить схему трансатлантического нефтяного экспорта... А на днях в ходе переговоров с высокопоставленной делегацией из Саудовской Аравии российский министр энергетики Игорь Юсуфов предложил рассмотреть вопрос о включении "Газпрома" в международный консорциум, участники которого намерены начать разработку трех газовых месторождений в этой стране.

Саудовская Аравия занимает четвертое место в мире по объему запасов природного газа, оцениваемых в 6,22 трлн. кубометров. Однако, несмотря на огромный резерв "голубого топлива", его разведка и разработка до последнего времени практически не велись из-за "специализации" страны на экспорте нефти. Попытку распечатать газовые кладовые саудовские власти предприняли несколько лет назад. В 1998 году для реализации проекта (оценочная стоимость $25 млрд.) были привлечены такие известные компании как ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, BP, Philips, Shell, TotalFinaElf и Conoco. Они объединились в консорциум и должны были приступить к разработке трех месторождений на территории Саудовской Аравии. Однако до конкретных контрактов дело тогда так и не дошло. Переговоры уперлись в непреклонную позицию саудовской стороны, не желавшей работать на основе соглашения о разделе продукции (СРП). Согласно местному законодательству, все права на добытое на территории Саудовской Аравии минеральное сырье принадлежат государству, а компании-разработчики работают на основе концессионных соглашений – что, в свою очередь, не устраивало консорциум.

Переговоры возобновились лишь в августе этого года. Саудовская сторона направила в консорциум письмо с новыми условиями контракта. Как предполагают аналитики, в письме подтверждается согласие Саудовской Аравии обсуждать схему СРП. Предположительно, консорциум сообщит свое решение относительно нового предложения к концу октября. Вполне возможно, что слова Юсуфова о желании "Газпрома" оказаться в аравийских песках в одной компании с ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, BP и прочими членами консорциума были приурочены именно к этому замечательному событию.

Однако в части международных проектов у российского газового монополиста сегодня дел и так предостаточно: это и китайский проект, сулящий компании выход на огромный рынок азиатского региона, и "Сахалин-2". В свою очередь, если сторонам все-таки удастся договориться об условиях контракта, заниматься разработкой газа в Саудовской Аравии участникам консорциума придется фактически с нуля: в стране отсутствует газопромышленная и газотранспортная инфраструктура. Затраты на данном этапе работ будут более чем высоки. Ввиду отсутствия возможности транспортировки добытого газа трубопроводным транспортом предполагается его доставка потребителям в сжиженном состоянии специальными танкерами. Это, в свою очередь, требует постройки современных заводов по сжижению газа и специальных портовых терминалов, а следовательно, наличия соответствующих технологий и дополнительных затрат. "Киты" уровня BP или Shell располагают огромными финансовыми возможностями, а главное, давно и хорошо известны на рынке Саудовской Аравии, тогда как появление на этом рынке российской газовой компании (со всем ее значительным производственным опытом в своей индустрии) даже в составе консорциума вряд ли позволит ей выступать в качестве полноправного партнера. Не стоит также забывать о финансовых трудностях "Газпрома", что подтвердило не самое удачное размещение холдингом еврооблигаций.

По имеющимся данным, "Газпром" не принял окончательного решения относительно участия в аравийском газовом проекте, какими бы заманчивыми ни казались его перспективы. Конечно, в теории участие в международном проекте такого уровня должно принести "Газпрому" ценный опыт как в технологическом плане, так и в плане организации бизнеса, а также позволить диверсифицировать деятельность и оторваться от привязки к внутрироссийской экономической конъюнктуре. Вопрос лишь в том, сможет ли оправдать себя подобная попытка транснационализации.

Выбор читателей