Шквал пуль и горы трупов

Том Арнольд в роли отмороженного насильника, Микки Рурк в роли трансвестита и лысый Дэфо с торчащими островерхими ушами – суровая угроза зрителю

Зверофабрика (Animal Factory)
США, 2000, 95 мин.
Режиссер: Стив Бушеми
В ролях: Уиллем Дэфо, Микки Рурк, Стив Бушеми

В английском языке нет прямого аналога нашей пословицы про суму да тюрьму, при этом фильмы на "зарешетчатую" тематику там снимают в разы чаще, чем у нас. Основным поставщиком сюжетов в последние годы по некоторому загадочному стечению обстоятельств был Стивен Кинг, человек, видевший настоящую тюрьму в лучшем случае далеко на горизонте из окна быстро несущегося автомобиля. Фильмы получились хорошие, но правды жизни они не несли. А правда-то нужна. Сила-то – в ней... И вот за правду решил заступиться Стив Бушеми, срежиссировавший свой шестой (если считать и телевизионные) фильм. Нести правду ему активно помогал некто Эдвард Бункер, человек настолько замечательный, что заслуживает пары отдельных слов.

Эдвард сидел много и подолгу. Свою карьеру он начал в возрасте трех лет с поджога соседского гаража. В 15 он ткнул однокласснику в глаз вилкой. В 17 был самым молодым в истории зэком в Сан-Квентине, где в душевой зубной щеткой зарезал пристававшего к нему серийного убийцу. Потом он активно грабил банки и одно время даже числился в ФБРовской десятке самых разыскиваемых преступников. Отсидев полжизни, Дэвид начал сотрудничать с кино. Написал пару книжек и четыре сценария, включая "Поезд-беглец" Кончаловского. Снялся (в небольших ролях) в таких вещах как "Поезд-беглец", "Бегущий человек", "Танго и Кэш" и "Бешеные псы" – естественно, в ролях отмороженных душегубцев. В общем, жизнь прошла не зря.

Чего фильму не занимать, так это правдоподобности, вполне восполняющей не очень бодрый сюжет. А тот факт, что режиссером выступил актер, обеспечил участие даже на второстепенных ролях целой кучи звезд, снявшихся "по дружбе". Обычно придурковатый Том Арнольд в роли отмороженного насильника, Микки Рурк в роли трансвестита, ну и, конечно, лысый Дэфо с торчащими островерхими ушами, знатно похожий на Кощея Бессмертного – все полтора часа прямо кожей ощущаешь угрозу, исходящую волнами от каждого из них.

Кажется, будто каждый второй ублюдок прицеливается именно к твоей заднице, а каждый первый именно тебе намерен всадить в бок пику.


Мститель (The Escapist)
Великобритания, 2001, 90 мин.
Режиссер: Джайлс Маккиннон
В ролях: Джонни Ли Миллер, Гари Льюис, Энди Серкис

Правильнее название фильма, конечно, было бы перевести как "Беглец", но тогда он смешался бы с "Беглецом" (Fugitive) и с "Беглецом" (Freejack). А так – только с "Мстителями" (Avengers), "Неуловимыми мстителями" и "Местью и законом". Много их очень, беглецов и мстителей.

Денис, профессиональный пилот, счастливый муж и будущий (где-то через неделю) отец. Но в жизнь его, такую уютную и правильную, вторгается банда беглых уголовников. Безо всякой причины, из одной подлости натуры, прямо на глазах у Дениса они убивают его беременную жену.

Суд приговаривает главаря к 20 годам, что Дениса не устраивает. Человеку, потерявшему жену таким жутким образом, не до конца близки идеалы гуманизма и европейская Конвенция по правам человека. Он инсценирует самоубийство и уже под чужой личиной попадает в тюрьму. Там Денис пытается устроить один побег за другим. Не устраивает, а именно "пытается", имея целью заслужить плохую репутацию и перевод в самую суровую английскую тюрьму, где и держат того убийцу. Своего он в конце концов добивается. Но вот сможет ли простой (несмотря на внешнюю крутизну) фраер сладить с серьезным авторитетом?

Актеры из "На игле" расползлись по обе стороны океана. Каждый из них успел уже выступить в качестве главного героя как минимум в одном фильме. При этом хорошим актером с претензией на звездность оказался только Роберт Карлайл. Джонни Ли Миллер ("Дракула 2000", "Планкетт и Маклейн"), на которого сделали ставку авторы "Мстителя", на звезду явно не тянет.


Идентификация Борна (The Bourne Identity)
США, 1988, 181 мин., ТВ
Режиссер: Роджер Янг
В ролях: Ричард Чемберлен, Жаклин Смит

Юг Франции. Однажды ночью прилив выносит на берег тело человека в бессознательном состоянии и с пулей в груди. Придя в себя, человек не помнит ни кто он, ни откуда, ни как его зовут. Кошмар, одним словом. Ретроградная амнезия, отягощенная дежа-вю. Единственная его связь с прошлым – зашитый под кожу кусок фотопленки с номером счета в швейцарском банке. Надеясь найти ответы, наш герой отправляется в Цюрих, где в банковской ячейке обнаруживает 15 миллионов убитых енотов и документы на имя Джейсона Борна. И в этот момент мир сходит с ума. Совершенно незнакомые люди, включая полицейских, служащих банка, инвалида в кресле-каталке, вдруг начинают активно добиваться его смерти.

Продираясь сквозь шквал пуль и горы трупов, Борн узнает о себе кое-какие подробности. И те его совсем не радуют. Очень похоже, что Борн – известнейший международный террорист, успевший за последние несколько лет насолить как всем национальным и международным правоохранительным органам, так и другому апологету терроризма – Карлосу "Шакалу". Теперь дело собственной идентификации для него не только праздное любопытство, но и единственный шанс остаться в живых. Самое захватывающее в фильме, что мы получаем всю информацию одновременно с главным героем – очень небольшими дозами, и почти до самого конца не знаем, Who is Mr.Bourne.

Экранизация, пожалуй, лучшей книги Роберта Ладлэма, причем очень близкая к оригиналу. В роли Борна Ричард Чемберлен, который в 70-х и 80-х участвовал, похоже, во всех значимых экранизациях, включая "Поющие в терновнике", "Сегун", "Граф Монте-Кристо", "Три мушкетера" и мн. др. В этом году вышел римейк "Идентификации Борна", но уже с Мэттом Дэймоном в главной роли.

Российская премьера стартовала на прошлой неделе, будет с чем сравнить.


Кассеты предоставлены компаниями "Мост-видео", "Премьер-Мультимедиа" и "Союз-Видео".

Выбор читателей