"Бог войны" в тот день безмолвствовал

Спецоперация по блокаде и уничтожению остатков банды полевого командира Руслана Гелаева, которая пришла в Чечню из Грузии через Ингушетию, продолжается уже более двух недель

Спецоперация по блокаде и уничтожению остатков банды полевого командира Руслана Гелаева, которая пришла в Чечню из Грузии через Ингушетию, продолжается уже более двух недель. Как сообщили "Yтру" источники в силовых структурах России, федеральные силы блокировали горные участки местности сразу в Урус-Мартановском и Ачхой-Мартановском районах Чечни. В селах периодически проходят проверки паспортного режима, которые, по словам военных, носят скорее демонстрационный характер. По отрядам сепаратистов работает спецназ, вызывающий огонь авиации и артиллерии. Затем идет прочесывание местности. Кроме того, уничтожение разрозненных групп гелаевцев продолжается на территории Ингушетии. По достоверной информации, банда Гелаева, прорвавшаяся из Грузии, насчитывала около 350 человек. Потеряв часть людей в боях в Ингушетии, Гелаев рассчитывал на помощь так называемых "ингушских джамаатов". Однако приток местных ваххабитов в банды оказался столь малым, что боевики вынуждены с боями под ударами авиации прорываться в Чечню, оставляя в тайниках горы оружия и боеприпасов. Только за последний месяц в Ингушетии и на западе Чечни спецназом и подразделениями МВД России было обнаружено более 20 тайников с пулеметами, автоматами, снайперскими винтовками, противотанковыми и зенитными комплексами.

Особая роль в этой операции, по словам источника "Yтра", отводится отрядам спецназа внутренних войск МВД России, бойцы которых действуют в республике с самого начала всей операции в Чечне. В частности, только один – 20-й отряд спецназа под командованием полковника Виктора Юдина (некоторые имена и фамилии в статье изменены – О.П.) совершил десятки рейдов на стыке Урус-Мартановского и Ачхой-Мартановского районов Чечни. В ходе одного из боестолкновений спецназовцы вступили в схватку с "иностранной гвардией" Гелаева и, несмотря на численное превосходство противника, вышли победителями.

...В конце сентября два отряда спецназа внутренних войск МВД РФ – 20-й и 8-й – выдвинулись под Бамут на поиск и ликвидацию боевиков в районах населенных пунктов Рошни-Чу, Шалажи, Чожи-Чу, Янди, Гехи-Чу. Здесь, по данным разведки, гелаевцы попытались развернуть сеть лагерей и перевалочных баз. База российского спецназа была развернута юго-восточнее селения Янди. 5 дней спецы отрабатывали указанный район, проводя проверки паспортного режима. Первый улов поступил в самом начале – еще 31 сентября группа разведчиков обнаружила тайник в селении Шалажи, в котором находились патроны, натовский камуфляж и радиостанции. Но этого было мало. Вспоминает командир группы спецназа 20-го отряда офицер Андрей Арашин:

– Еще три дня работали вместе с чеченским ОМОНом и группами милиции в Орехово, Шалажах, Чожи-Чу и Рошни-Чу. Затем нас перебросили под Бамут. В начале октября южнее селения Шалажи нашли два схрона. В первом – спальные мешки, патроны и запас продуктов. А вот во втором духи оставили огромное количество боеприпасов, фугасы и две тонны (!) продовольствия.

С этого момента стало ясно, что боевики так или иначе появятся в этом районе. Утром 9 октября 20-й отряд выдвинулся под Шалажи, в район селения Чожи-Чу. Буквально через полчаса две группы спецназа и разведка отряда вышли на западный берег речки Шалажинка, где наткнулись на духовскую стоянку. Гелаевцы оставили после себя немного: патроны, окровавленные бинты и пару шприцев.

– Вверх от этого схрона по зеленке шла тропа, – вспоминает Андрей Арашин. – Духи уходили караваном на вьючных животных. Мы прошли еще метров 200 – снова стоянка боевиков. Они, уходя в горы, бросили пулемет, одежду. Здесь боевики перевязывали раненых – на стоянке остались бинты с мочой и кровью...

Первый бой произошел в два часа дня: в полукилометре от последней стоянки гелаевцев разведчики спецназа обнаружили тыловой дозор банды. Взять пятерых боевиков в плен живьем возможности не было. Четверо террористов были убиты, пятому, раненному, удалось уйти. Спецназовцы двинулись дальше, но уже через метров 50 вышли на основные силы гелаевского каравана.

– Главные силы боевиков моментально рассредоточились, рассыпавшись в цепь; действовали они грамотно: пулеметы на флангах, стрельба из подствольников, – рассказывает Арашин. – Они попытались взять нас в полукольцо. Шел плотный интенсивный огонь. Бой длился больше четырех часов...

Штурмовые группы спецназа несколько раз атаковали противника, но отходили назад – силы были неравными. Кроме численного превосходства гелаевцы имели колоссальную фору в горном бою – их позиции нависали над спецназовцами. В этом случае 20-му отряду могла бы помочь артиллерия. Но "бог войны" в этот вечер в этом конкретном районе Чечни безмолвствовал.

Из воспоминаний Арашина: "У духов было очень много трехсотых (раненых – О.П.). Я бью по пулеметчику, а у меня автомат пристрелян в копейку, вижу, что попадаю, но он все равно стреляет. Духи были серьезные, видно – подготовка на уровне. Но и мои "штурмовики" показали все, что умели...

Неистового пулеметчика Гелаева все-таки заставили замолчать два прицельных выстрела. Еще один эпизод схватки: во время атаки Андрей Арашин выскочил из кустов, а прямо перед ним в десяти метрах обосновался "товарищ" в натовском камуфляже. Разглядывали друг друга долю секунды, и офицер спецназа успел выстрелить первым... В горячке боя Арашин не заметил, как получил касательное ранение в голову. Потерял сознание. Очнулся, сумел вытащить в безопасное место тяжелораненого сержанта Дмитрия Бердинских и снова потерял сознание. В атаке в плечо был ранен прапорщик Дмитрий Захаров (через сутки он сбежит из госпиталя в родной отряд). Спецназовцы, расстреляв весь боекомплект, отходили в сумерках в сторону села, где находился взводный опорный пункт внутренних войск. Отход прикрывала 1-я штурмовая группа, отбивая атаки боевиков. На руках бойцов умер сержант Николай Исаев, получивший тяжелое ранение в живот. В бою под Чожи-Чу 20-й отряд спецназа потерял одного человека убитым и четверых ранеными.

Как удалось установить позже (данные подтверждены показаниями пленных и радиоперехватов), один из отрядов гелаевцев потерял здесь 12 человек убитыми и несколько десятков раненых. Боевики, бросив трупы, отошли в горы. Шесть тел наемников были обнаружены через сутки при прочесывании местности: два турка (один по имени Алагоз) и четыре араба. На месте боя спецназовцы нашли три автомата, гранатометы, ножи и спальные мешки.

Выбор читателей