Космический сон средь трагической яви

Композиции Space доступны для восприятия, световое шоу привлекает внимание аудитории, да и легкую электронную музыку никто пока не отменял. Но так ли необходимо было Маруани для этого заканчивать консерваторию?

Теракт в ТЦ на Дубровке сильно повлиял на посещаемость массовых зрелищ: зал ГКД оказался заполнен чуть более чем наполовину, причем наиболее удручал пустотами дорогой партер. Дабы не расстраивать музыкантов лишний раз, администрация зала предложила всем желающим с галерки поискать свободные места поближе к сцене... что и было проделано с порадовавшей всех (за исключением "попавших на деньги" организаторов) быстротой. Но все равно, ждать пришлось лишних полчаса; периодически зрители недружными аплодисментами вызывали артистов, а когда очередная волна хлопков захлебывалась, в зале воцарялась тишина, разбавляемая лишь слабым гудением и шуршанием софитов (общее число которых было более сотни). В рамках единожды избранного имиджа группы Дидье Маруани приходится уделять повышенное внимание визуальной стороне выступлений – даже занавес заменили лучи прожекторов, под хитрым углом протянувшиеся сквозь сизый туман.

Для начала Дидье опроверг старинную русскую примету: если в начале концерта на сцене находится рояль, вовсе не обязательно, что он простоит там "до упора". Первая же композиция сразу продемонстрировала всю палитру огромного сводного ансамбля, состоящего из Президентского симфонического оркестра, двадцати человек хористов и пятерых музыкантов собственно группы Space, включая самого Маруани, сперва восседавшего за роялем, а позже переключившегося на процесс дирижирования. Честно говоря, непонятно, зачем главному "спейсу" вознадобился "живой" инструмент – его разнокалиберная электроника может синтезировать звуки куда более сложные и причудливые. Скорее всего, рояль был поставлен просто "для солидности", ведь главной идеей, во имя который французский музыкант и затеял все это дорогостоящее действо, было "показать, что между классикой и поп-музыкой нет больших различий". Ибо, по окончании парадной кантаты, Дидье сделал знак рукой – и техники унесли громоздкий инструмент за кулисы; больше мы рояля не видели.

Первая половина вечера фактически стала концертной премьерой нового альбома "Symphonic Space Dream" (выпущенного буквально на днях). Малоизвестные номера публикой принимались довольно сдержанно. Строго говоря, слава Space зиждется на их первых трех успешных пластинках – тогда это был настоящий прорыв, многое с тех пор изменилось. Но Маруани не удалось уйти от себя тогдашнего; его барабанщик и сегодня "стучит" в манере школьных ансамблей 70-х, да и аранжировки большинства старых композиций особых изменений не претерпели, за редким исключением ("Ballad for Space Lovers" в улучшенной гитарной версии). В новых вещах с упором на оркестр и хор звучание богаче, вызывает ассоциации с работами другого (более "глубокого") французского симфо-электронщика Saint-Preux... До поры до времени дремавшие лазеры наконец-то проснулись и вовсю развернули свою круговерть, традиционная светотехника тоже принялась метаться по залу, подавляя мощью и плотностью... Апогея первая часть шоу достигла на общеизвестной Symphony, публика ждала от Дидье знаменитого номера с шапочкой-лазером – и его получила; против ожидаемого, Маруани за инструментом казался не космическим жителем, а отчего-то эдаким зайчиком – символом Playboy, с длинными-предлинными зелеными ушками...

Из относительно нового – впечатлила очень эмоционально исполненная песня "Libera" (если не ошибаюсь), которую Space решили посвятить всем жертвам террора... у них такой колоритный вокалист (по-видимому, выходец из Африки), голосом и манерой работающий под молодого Джо Коккера – не шедевр, конечно, но овации зала были ему наградой. Позднее Дидье вытащил на сцену еще одного человека с микрофоном – "певицу Тильду" – нечто среднее между Бетт Мидлер и Селин Дион. Два из трех ее номеров были исполнены под инструментальную фонограмму; местами из-под "минусовки" пробивался плохо подчищенный ее же собственный вокал. Использование "фанеры", пусть и "инструментальной", в шоу такого уровня меня откровенно расстроило; впрочем, свою порцию зрительских аплодисментов Тильда получила тоже.

Вторая часть концерта, продолжившегося после получасового антракта, порадовала еще меньше, несмотря на то, что являлась в большей степени ретроспективой 80-х – за исключением суперхитов "Magic Fly" и "Symphony", более-менее органично вплетенных в канву "симфонического сна". Маруани периодически отклеивался от горки клавиш и принимался прогуливаться по сцене с "расческой", светомузыка продолжала гордо подмигивать всей сотней ламп, так же хлестали по глазам и стреляли "в небеса" лазерные пушки – все, как и двадцать лет назад! Кроме того, сразу несколько композиций из репертуара Space базируются на одних и тех же гармонических "квадратах", отчего правильно "угадать мелодию" удавалось не всегда с первых тактов. Да и вообще, если у Экамы вдруг вырубятся все его электронные примочки и он останется перед публикой наедине только с "живым" роялем, большинство его "композиций" просто потеряются, растворятся... Без хоров и "вкусной" электроники все мелодии Маруани (может, кроме четырех-пяти) слишком похожи друг на друга: последовательности нот, которые не годятся даже для телефона (попробуйте сами!).

Впрочем, у любой медали есть и оборотная сторона. Композиции Space более доступны для восприятия, нежели работы Ж.-М. Жарра или Saint-Preux; яркое световое шоу способно привлечь внимание обширной аудитории, да и легкую электронную музыку для отдыха тоже никто пока не отменял. Другое дело, так ли необходимо было Дидье Маруани для всего этого заканчивать консерваторию?

Выбор читателей