МВД готовят к расчленению

В ходе грандиозной реформы МВД его функции перейдут к ряду самостоятельных силовых структур. Преобразование системы безопасности будет проходить на западный манер. Вопрос: насколько эффективно?

Правоохранительная система России стоит на пороге значительных изменений. "Независимая газета" приводит сегодня возможную схему ее реформирования.

На прошлой неделе замначальника Главного правового управления МВД РФ генерал-майор милиции Татьяна Москалькова рассказала о том, что из МВД планируется выделить Федеральную полицию и Федеральную службу расследований. Это вызвано необходимостью разделения функций дознания и предварительного следствия. В Федеральную полицию, возможно, войдут Управление охраны общественного порядка, ГИБДД и отряды ОМОН, а в Федеральную службу расследований – Следственный комитет, ГУБОП (включая СОБР), ГУБЭП и Служба собственной безопасности.

Охрана общественного порядка будет возложена на муниципальную милицию, которая будет подчинена органам местного самоуправления на основании 132-ой статьи Конституции и в связи с принятием нового УПК. В ходе реформы на основе внутренних войск будет создана президентская гвардия, подчиняющаяся непосредственно главе государства. Ранее также был подписан президентский указ о создании Государственного комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Авторы законопроекта о реформировании МВД полагают, что новая система позволит более эффективно бороться с криминалом и создаст предпосылки усиления охраны правопорядка непосредственно на местах.

"Независимая" отмечает, что реформированные правоохранительные органы будут напоминать западноевропейские и американские образцы. Федеральная полиция и муниципальная милиция станет аналогом ФБР. А в ведении МВД останутся только Федеральная миграционная служба и Визовое управление, что также соответствует западным стандартам. Госкомитет по борьбе с незаконным оборотом наркотиков будет "близнецом" американского DEA – Агентства по борьбе с наркотиками. Он формально подчинен МВД, но призван курировать деятельность ФПС, ГТК, Минздрава и Минобразования в деле борьбы с наркотиками.

Многие эксперты полагают, что реформирование Министерства внутренних дел по западной модели может нанести урон внутренней безопасности страны, потому что в условиях острой криминогенной ситуации любое переустройство устоявшейся системы отразится на эффективности ее работы. Кроме того, автоматическое перенесение западных стандартов безопасности на российскую почву, по мнению специалистов, вредно из-за своеобразной политической специфики. Так, подчинение муниципальной милиции органам местного самоуправления может превратить ее в политическое орудие региональных властей.

И потом, кто может дать гарантию, что эффективность работы правоохранительных органов повысится только благодаря структурным преобразованиям без увеличения окладов рядовым милиционерам и ужесточения контроля за их "левыми" доходами. Непонятно также, поможет ли раздробление функций одного министерства избежать бюрократизации новых структур.

Выбор читателей