Хроника пикирующего советника

Если на симпозиуме в Бостоне А.Илларионов выступал в роли советника президента, то едва ли ему следует оставаться на посту, поскольку его действия противоречат его обязанностям...

Едва ли кто-то станет спорить с тем, что человек, занимающий пост советника, не просто высказывается о чем-либо, но и несет некую ответственность за свои советы. Также очевидно, что работа такого функционера должна быть направлена на благо общего дела, иначе зачем держать такого сотрудника?

Трудно сказать, какую цель преследовал экономический советник президента РФ Андрей Илларионов, выступая на прошедшем в Бостоне инвестиционном симпозиуме. Но возникший с его подачи скандал заставил изумиться всех, независимо от политических или экономических убеждений, взглядов и положения в обществе. Поприветствовав участников форума от лица президента России, А.Илларионов неожиданно для всех выступил с резкой критикой в адрес финансовой политики руководства РАО "ЕЭС". Поскольку А.Илларионов занимает не последний пост в стране, то его высказывания изумленная аудитория воспринимала, разумеется, как озвучивание официальной позиции главы государства. Во всяком случае, сам он, как-то раз в интервью "Независимой газете", уже будучи советником президента, заявил: "Моя бюрократическая обязанность - отстаивать точку зрения, высказанную президентом, или уходить в отставку". Поскольку он пока находится на своем посту, то можно сделать вывод о том, что сам Илларионов считает свою работу соответствующей должности. Но едва ли его высказывания действительно отражают мнение главы российского государства. Да и сам Илларионов где-то обмолвился, что выступал как частное лицо. Проблема в том, что аудитория в Бостоне об этом не знала.

Опыт показывает, что А.Илларионов склонен высказывать мнение, мягко говоря, не совпадающее с мнением президента. Так, в 2000 г. Владимир Путин, выступая на международной практической конференции, заявил, что для России "увеличение частных инвестиций имеет существенное значение для обеспечения экономического роста, повышения производительности и уровня жизни". Однако А.Илларионов в интервью весьма авторитетной американской газете The Washington Post на вопрос о том, рекомендовал ли бы он инвесторам вкладывать деньги в Россию, ответил: "Я бы сказал нет, определенно - нет. Не стоит сейчас этого делать". Благо, что к мнению советника уже не прислушиваются многие влиятельные люди, например премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен. По завершении прошедшей на днях восьмой российско-французской Комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС он заявил: "Если бы у меня были крупные деньги, я их вложил бы в экономику России… Я восхищен тем, каким образом идут в России экономические реформы".

Таких примеров можно привести много. И мало того, что советник позволяет себе высказывания, которые не соответствуют его должности. Трудно прислушиваться к советам человека, который регулярно меняет свою точку зрения и делает противоречивые высказывания. Так, в своем выступлении на заседании клуба "Гражданские дебаты" А.Илларионов заявил, что "ситуация, складывающаяся в российской экономике, внушает повод для оптимизма", в то время как на круглом столе "Политическая сцена в средине президентского срока Путина: на полпути от хаоса к порядку" он утверждал, что "мы возвратились в ту же самую колею, по которой ехали последние десять лет, а динамика и масштабы коррупции даже выше, чем прежде"… А в 1999 г. после отставки Чубайса с поста первого вице-премьера и министра финансов А.Илларионов сказал: "Поразительно, что люди, просто не понимающие азов… макроэкономики, в течение столь длительного времени находились у руля крупнейших, важнейших государственных институтов". Правда, двумя годами ранее того же Чубайса он назвал спасителем России. "…Страну спасла финансовая политика А.Чубайса и команды молодых реформаторов".

Не ясно, в какой роли он делал свои высказывания в прошлом и на конференции, вынося на всеобщее обозрение конфликт между различными членами правительственной команды. Если А.Илларионов выступал в роли советника президента, то едва ли ему следует оставаться на этом посту, поскольку его действия противоречат его обязанностям. Если же он высказывал личное мнение, то очевидно, что никто всерьез не будет прислушиваться к нему. Вот только не ясно, зачем руководству страны советник, чьи советы бесполезны или даже вредны.

Хотя можно специально для А.Илларионова создать должность антисоветчика - человека, мнение которого внимательно выслушивается, чтобы затем поступить с точностью до наоборот.


Выбор читателей