Телеиндустрия переживает переломный период

Похоже, что на мировом рынке электронных СМИ назревают крупные перемены, которые в первую очередь приведут к пересмотру существующих концепций вещания

Мировая телеиндустрия переживает переломный период. Предварительные итоги 2002 г. свидетельствуют о резком снижении доходов. Похоже, что на мировом рынке электронных СМИ назревают крупные перемены, которые в первую очередь приведут к пересмотру существующих концепций вещания.

Стоит отметить, что с середины прошлого века телеиндустрия, едва появившись на свет, развивалась поступательно и приносила все большие и большие доходы. И только в 2002 г. рынок продемонстрировал резкий спад, сразу на несколько десятков процентов. Эксперты теряются в догадках: одни считают первопричиной кризис в американской экономике, другие называют международные террористические акты. Истина, как водится, находится где-то посередине. И поскольку в сложной экономической системе открытого рынка все элементы взаимосвязаны, скорее всего, причиной спада является стечение различных обстоятельств.

Как считает генеральный директор автономной некоммерческой организации "Интерньюс", заместитель президента Национальной ассоциации телерадиовещателей Манана Асламазян, "главная причина нынешнего кризиса в мировой телеиндустрии (в Европе происходят те же процессы, что и в США, только по-своему) - это изменение модели востребованности телевидения. Та информация, услуги, развлечения и просвещение, которые эфирные каналы благополучно поставляли, перестают быть востребованы! Молодежь переключается на сетевые каналы, потому что кто-то уже полным ходом вещает в Интернете. Люди интеллигентные уходят на нишевые, кабельные каналы. И в связи с этим телестанциям приходится перепозиционироваться на рынке и переосмысливать массу вещей".

Примечательно, что российские телевизионные сети, существующие в более или менее развитом виде всего лишь 7-8 лет, уже сейчас находятся на пороге трудностей и проблем, аналогичных тем, с которыми на Западе столкнулись телесети, чей возраст составляет уже более 50 лет.

Пока же российский медиарынок переживает бум, рекламные объемы в финансовом выражении растут, и сейчас у ведущих телекомпаний, сменивших свои названия с начала этого сезона (ОРТ – на "Первый канал" и РТР – на "Телеканал "Россия") нет повода для беспокойства. С 2000 г. лидеры национального телевещания демонстрируют уверенный рост рейтингов. Закономерностью становиться лишь то, что "Россия" постоянно расширяет свою "смотрибельность" в так называемый прайм-тайм (вечерние часы). Наступило время, когда любой россиянин может найти для себя интересную или любимую тему на единственном государственном телеканале. Правда, этот аспект заинтересует только аналитиков и рекламные агентства. Простых обывателей телевидение интересует скорее как средство отвлечься от житейских проблем, понаблюдать за чужими страстями со стороны. Телезритель склонен оценивать содержание программ по шкале "нравится - не нравится", все разговоры о рейтингах для обывателя – пустой звук. Поэтому нравятся всевозможные семейные ток-шоу, особенно на "Первом канале".

Кстати, насыщенность телеэфира ток-шоу о жизни простых и не очень простых людей является лишним подтверждением того, что TV в России повторяет эволюционный путь мирового телевидения и, значит, очень скоро столкнется с актуальными для него проблемами.

Отдельного разговора заслуживают телесериалы. Лучшим сериалом начавшегося сезона, несмотря на неоднозначные отклики, общественность считает "Бригаду", второй показ которой в настоящее время происходит на телеканале "Россия". Примечательно, что предпочтения аудитории и здесь показывают переориентацию на "жизненные" программы. О недавней популярности "реалити-шоу" можно даже не вспоминать. Динамика происходящих медиа-рынке перемен вообще потрясающаяся. Создается впечатление, что для того, чтобы одолеть весь путь развития, пройденный мировым телевидением за более чем 50 лет, в России требуется в пять раз меньше времени.

Подобная ситуация наблюдается и в смежных с телевидением областях. Точнее сказать, TV постепенно интегрируется в мировое информационное пространство. Помните, в фильме "Москва слезам не верит" один из героев предсказывал, что "через 20 лет не будет ни кино, ни театра – одно сплошное телевидение". Похоже, что сегодня с появлением и бурным развитием интернет-технологий телевидению тоже придется подвинуться.

Выбор читателей