Кухарки вновь идут во власть

Дмитрий Козак знает, что нужно народу: до власти дорваться и чтоб крыша не текла. При этом народ больше верит в царя-батюшку, чем в местное самоуправление

В минувшие выходные в гостинице "Космос" замруководителя администрации президента Дмитрий Козак рассказал участникам Всероссийского совета депутатов и мэров, являющихся членами партии "Единая Россия", о реформе местного самоуправления (МСУ). Козак, проводник всех основополагающих реформ в стране – от судебной системы до местного самоуправления, отнесся к партийному мероприятию предельно серьезно. После обсуждения главных идей, законопроекты, возможно, уже сегодня, в понедельник, доработают с учетом всех прозвучавших пожеланий, а к концу недели внесут в Думу в порядке законодательной инициативы президента.

На вопрос "Yтра" о сроках продвижения законопроектов Козак ответил, что не знает, когда Дума должна их рассмотреть. Возможно, он говорит правду: регулированием процесса голосования в нижней палате занимаются коллеги Козака из другого отдела. В то же время замглавы администрации Путина точно знает, когда начнут действовать нормы будущего закона: с 1 января 2005 года. Еще через два года, с 1 января 2007 г., предлагается ввести институт Временной финансовой администрации, которая будет исполнять функции органа местного самоуправления в том случае, если тот более чем на 30% впустую потратит финансовые средства.

Временная финансовая администрация – институт для России новый, но за рубежом нечто подобное уже существует. Козак несколько раз подчеркнул, что для начала ее работы вместо законного органа местного самоуправления требуется два судебных решения: о банкротстве местной администрации и о неисполнении первого судебного решения. Такое "наказание" Козак считает слишком мягким. По мнению разработчика, в данном случае действуют двойные стандарты: обычного гражданина за неисполнение судебного решения ждет уголовная ответственность, представителя же власти - в лучшем случае досрочное отстранение от должности. Эта норма в действующем, точнее, бездействующем законе 1995 г. присутствует, но случаев досрочного прекращения полномочий до сих пор не зафиксировано.

Плохого о действующем законе Козак ничего не сказал, кроме того, что он (закон) декларативный, и в нем не указано, кто и за что должен платить и отвечать. Поэтому на 70% территории страны сторонников местного самоуправления не наблюдается, так как оно едва дышит. Считается, что действует 11 тыс. муниципалитетов, реально же их всего 4 тысячи. Да и там, где есть МСУ, люди сидят практически пожизненно и о таких вещах, как выборы или конкурс, слыхом не слышали.

Органы представительной власти на местах не должны осуществлять свои полномочия за счет налогоплательщиков – только на общественных началах. Таким образом Козак планирует сдержать распухание чиновничьего аппарата, даже сократить штат, напоминая, что в Германии пожарные работают на общественных началах: просто обязанности по тушению распределены между мужчинами поселка, которые пользуются почетом и уважением.

Прозвучала и мысль о том, что кадрового голода не ожидается: в стране безработица и много молодых талантов, так что приток во власть новых немцовых или кириенко обеспечен. Большие надежды возлагаются на конкурсное замещение должностей. Дмитрий Козак ставит в пример судебную систему. Проблему нехватки судей традиционно объясняли низким престижем профессии и невысокой зарплатой. После введения конкурса оказалось, что на одно место судьи претендует 5-6 кандидатов, среди которых попадаются молодые и талантливые. В прошлом эти люди пробиться сквозь сложившуюся систему не могли.

По мнению Козака, основная причина бездействия местной власти – отсутствие средств. Каждое полномочие, каждая функция власти должна быть обеспечена рублем и ответственностью. Первая задача в том и состояла, чтобы провести инвентаризацию государственных функций, определить, чем вообще занимается государство и что из этого реально нужно, чтобы не заставлять налогоплательщиков содержать лишние структуры, например, аппарат МВД по регистрации и учету множительной техники.

Средства будут выделяться – это предмет особой заботы Козака, хотя пока не понятно, как можно обеспечить все местное самоуправление страны. Потребуется реконструкция налоговой системы, потому что, например, акциз на спирт поступает всего в 6 регионах из 89, налог на добычу полезных ископаемых – в 20, а от налога на прибыль налогоплательщики скачут по стране, как зайцы. Как ни странно, наибольшие проблемы с земельным налогом, видимо, от избытка земли под ногами.

В очереди на реформирование стоят законы о разграничении полномочий и о милиции. Здравоохранение разделят, оставив муниципалитетам только первичную медико-санитарную помощь и скорую помощь. Специализированное здравоохранение (например, туберкулезные и кожно-венерологические диспансеры) будут содержать субъекты федерации, а федеральному центру останется высокоспециализированная часть. Реформировать систему здравоохранения в любом случае придется, так как из 51 млрд руб., которые должны поступить в текущем году в Фонд обязательного медицинского страхования, поступит не более 17. Столько же ожидается и в будущем году, хотя необходимая сумма составляет 60 миллиардов. Придется создавать специальную систему медобслуживания неработающих граждан.

ПТУ и техникумы передадут в ведение регионов, поскольку современная ситуация Козаку не нравится: из необходимых 47 млрд руб. в год только 20 дают регионы, 23 поступают из федерального бюджета и 3,7 – из местных бюджетов. В будущем федеральный бюджет не даст ничего, потому что не должен. О СМИ – отдельный разговор. По мнению Козака, хватит одной газеты на муниципалитет, причем только для публикации официальных документов, все остальное – совершенно излишняя на дворовом уровне политика.

Предлагаемая система организации местной власти включает два ее уровня – районный и поселковый. Название "муниципалитет" Козак не считает удачным, но пока неясно, чем его заменят. Несколько раз на протяжении своего выступления разработчик подчеркивал, что концепция законопроекта о местном самоуправлении не меняется.

Есть и такое мнение, что субъекты Российской Федерации следует укрупнить до семи. Козак умолчал о все более крепнущей позиции сторонников модели унитарного государства, но напомнил, что страна сделала свой выбор в 1993 г., и сегодня палочное управление Россией невозможно. При этом у нас вся страна – банкрот, денег на исполнение властных полномочий нет. Козак намерен жестоко бороться с популизмом: в стране на 6,2 трлн руб. раздали народу необеспеченных обязательств, когда весь бюджет составляет 3,5 триллионов. Если все имеющие на то законное право граждане предъявят свои требования, государство точно обанкротится.

Нет повести печальнее на свете, чем история местного самоуправления в России. Фантастика, но в стране с высокой политической активностью и жаждой власти, сжигающей едва ли не каждого дворник или бомжа, кредит взаимного доверия граждан друг другу колеблется вокруг нуля, и поэтому граждане всегда предпочтут царя-батюшку договоренности по местной самоорганизации власти в подъезде, доме, дворе. Кремль пытается навязать форму местного самоуправления сверху, чтобы отвести взрывную энергию народа в безопасное и полезное русло…

Выбор читателей