Передел собственности нагуливает жирок

Новые олигархические структуры, не успевшие поучаствовать в "большой приватизации" 90-х, сегодня пытаются наверстать упущенное...

Первая волна передела собственности, прошедшая в начале-середине 90-х на гребне массовой приватизации, была "стремительной и беспощадной". На сегодняшний день б ольшая часть наиболее лакомых кусков собственности в "нефтянке", металлургии и пр. поделена окончательно, и скандалы на почве передела совсем было затухли. Однако времена меняются, и уже можно говорить о возвращении эпохи имущественных конфликтов. Единственным ее отличием от событий 90-х стало перемещение "олигархических разборок" в новые отрасли экономики. Ярким примером тому стал скандал вокруг Нижегородского масложирового комбината (НМЖК) и его нового хозяина (предположительно – структуры, близкой к группе МДМ).

Российская экономика – это не только нефть и газ. Многие эксперты сходятся во мнении, что в самом скором времени в центре внимания крупного бизнеса окажется производство растительных масел и жиров. Производство растительного масла, маргарина, майонеза и прочей "жирной" продукции привлекло внимание предпринимателей и инвесторов еще несколько лет назад. Экспансия иностранных пищевых компаний со своими "Олейнами", "Рамами" и "Делми" выявила крупный и малоосвоенный сегмент отечественного потребительского рынка. Сегодня наиболее привлекательные и доселе независимые предприятия этой сферы прочно попали в сферу повышенного внимания различных структур, в первую очередь – финансово-промышленных групп (ФПГ).

ОАО "Нижегородский масложировой комбинат" является крупнейшим поставщиком масложировой продукции на российском рынке. В состав предприятия входят 5 заводов. Годовой оборот компании – $85 млн. Основная выпускаемая продукция: майонез, маргарин, различные виды мыла. Среди наиболее известных торговых марок НМЖК – майонез "Ряба" и маргарин "Хозяюшка".

События, связанные со сменой собственника комбината, развивались стремительно. Сначала на страницах нескольких популярных российских интернет-ресурсов на правах рекламы появилась информация о продаже акций предприятия. А через некоторое время стало известно, что 90% уставного капитала НМЖК приобретены группой компаний "Русские традиции". Сегодня утром наша газета будет располагать информацией о дальнейших действиях новоявленных хозяев в отношении приобретенного комбината – следите за обновлениями!

...Информация о смене собственника стала полной неожиданностью для представителей самого комбината – судя по сумбурным заявлениям пресс-службы НМЖК, размещенным на сайте предприятия, их состояние можно расценивать как шок и недоумение. Как заявил гендиректор предприятия Николай Нестеров, контролировавший вместе с двумя топ-менеджерами комбината более 90% уставного капитала, сам он никаких акций не продавал.

Характерно, что истории с продажей акций НМЖК предшествовало другое, не менее загадочное событие. Как сообщает пресс-служба комбината, 5 ноября реестр акционеров ОАО "Нижегородский масложировой комбинат" при весьма странных обстоятельствах был изъят у ООО "Первый независимый регистратор" и без согласия Совета Директоров ОАО "НМЖК" передан для ведения в ЗАО "Единый регистратор".

Как заявляют далее представители НМЖК, в решениях суда были выявлены нарушения, в том числе это относится и к запрещению ведения реестра акционеров комбината ООО "Первый независимый регистратор", имеющего соответствующую государственную лицензию. Также было подвергнуто сомнению требование к НМЖК заключить договор с ЗАО "Единый регистратор".

Руководство комбината продолжает утверждать, что никаких изменений в составе собственников ОАО не планировалось и не планируется в дальнейшем и что оно намеревается обжаловать решение суда и действия судебных приставов в законном порядке. На сегодняшний момент, по информации НМЖК, разбирательство по делу изъятия реестра идет полным ходом, а судебный пристав Алексеева А.C., возглавлявшая изъятие реестра у ООО "Первый независимый регистратор", уволена с государственной службы.

Как сообщают сами представители комбината, руководству НМЖК удалось найти понимание и поддержку со стороны представителей административной и правоохранительных структур. "Мы расцениваем, что та цепочка событий, которая последовала с 5 ноября в отношении Нижегородского масложирового комбината, изобилует огромным количеством юридических огрехов, неточностей и тем, что называется "преступный умысел", – заявил первый вице-губернатор Нижегородской области Юрий Сентюрин. Поддержку НМЖК выразил и Борис Немцов. "Мы становимся свидетелями вопиющего нарушения закона, и в этих условиях решающее значение имеют точные, последовательные, жесткие и скоординированные действия органов власти и силовых структур. В плане судебной перспективы у Нижегородского комбината есть стопроцентные шансы выиграть все судебные иски", – считает он. 17 ноября Генеральный директор НМЖК Николай Нестеров выступил с прямым обращением к президенту России, в котором просил Владимира Путина принять действенные меры, чтобы пресечь мошеннические действия в отношении комбината.

Однако попытка перенести скандал на высокий государственный уровень пока не способствовала серьезным подвижкам в деле разрешения конфликта. Главным вопросом по-прежнему остается – кто же является таинственным покупателем Нижегородского масложирового комбината?

Потенциальными желающими могли бы стать либо крупные иностранные компании, работающие в России, либо представители отечественных ФПГ, пробующих свои силы в новых отраслях и на новых рынках.

Из иностранцев российское масложировое производство могло бы заинтересовать, например, компанию "Юнилевер", владеющую торговыми марками "Рама", "Делми", "Калве". В 1998 году компания приобрела в собственность Московский маргариновый завод. По данным газеты "Известия", определенный интерес к рынку проявляет и продовольственная корпорация "Каргилл", поставлявшая растительное масло и жировые продукты со своих заводов в Голландии, Бельгии и Германии. Она намерена открыть собственное производство и в России. Правда, эту компанию в большей степени интересуют Черноземье и южные регионы России.

Но крупные иностранные корпорации, даже опосредованно, вряд ли стали бы прибегать к сомнительным методам скупки интересующих производственных мощностей.

Что же касается Нижегородского комбината, то за его формальным покупателем в лице "Русских традиций" действительно может стоять одна из крупных российских межотраслевых групп, диверсифицирующих свой бизнес. По имеющимся данным, интерес к НМЖК вполне могла проявить группа МДМ или аффилированные с ней структуры. В пресс-службе МДМ данную информацию не подтвердили и не опровергли, традиционно отказавшись от комментариев. Небезынтересно, что накануне приобретения группой МДМ контрольного пакета акций ОАО "Красноярская угольная компания" (КУК) в пресс-службе МДМ также отказывались подтверждать даже факт ведения переговоров по приобретению бизнеса в Красноярском крае.

Характерной особенностью экспансии МДМ является ее направленность на приобретение активов в самых различных областях экономики и агрессивность действий. Кстати, одним из наиболее вероятных заказчиков продолжающейся крупной скупки акций РАО ЕЭС аналитики в один голос называют все ту же группу МДМ.

По мнению экспертов, эта новая олигархическая структура относится к ряду тех, которые в начале 90-х не успели поучаствовать в "большой приватизации" и сегодня пытаются наверстать упущенное. В чем ей, похоже, уже удалось достигнуть значительных успехов.

На сегодня группа МДМ контролирует значительную часть бизнеса в металлургии, машиностроении, угледобыче и некоторых других отраслях. По данным инвестиционной компании "Ринако" (также входит в состав группы), в настоящее время МДМ управляет контрольными пакетами предприятий: ОАО "Таганрогский металлургический завод", ОАО "Кузнецкие ферросплавы", ОАО "Волгоградский тракторный завод", ОАО "Волгоградский моторный завод", ОАО "Издательский дом "Век информации".

Расширяющаяся промышленная экспансия МДМ, как и любой процесс, связанный с переделом собственности, сопровождается валом громких скандалов. Наиболее одиозными из них, стараниями российских СМИ, стали дела "Конверсбанка" и "Дальвостокугля". Не исключено, что через некоторое время этот список может пополнить и НМЖК.

Однако свет клином не сошелся на одном МДМ. Не менее интересной представляется позиция гендиректора комбината Николая Нестерова, являвшегося фактически абсолютным владельцем предприятия. Такое впечатление, что ажиотаж вокруг ситуации, нагнетаемый в том числе и самим Нестеровым, создается неспроста. Трудно поверить, что владелец акций предприятия, не дававший своего согласия на их продажу, так легко признает их таинственное отчуждение. Не надо быть юристом, чтобы усомниться в возможности официального признания подобной спорной сделки, проведенной, якобы, без ведома одной из ее сторон, а именно – владельца акций. Здесь тоже есть над чем задуматься. А значит, точку в истории со злоключениями НМЖК ставить рано...

Выбор читателей