"Идеальная модель"

На днях в Москве на суд общественности был представлен российско-канадский исследовательский проект "Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций"

На днях в Москве на суд общественности был представлен российско-канадский исследовательский проект "Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций". Авторы исследования, осуществленного совместно Международным пресс-клубом, "Горбачев-фондом", МГУ им. Ломоносова, Союзом журналистов России, Университетом Калгари (Канада) и Университетом Моунт Эллисон (Канада) выявили методом многочисленных социологических опросов некую абстрактную идеальную модель СМИ. На деле ее не существует, но все мы должны стремиться к тому, чтобы она была, считают ведущие эксперты в области масс-медиа. А россияне тем временем смотрят по вечерам телевизор, а по утрам - читают свежие газеты.

Телевидение делает успехи, особенно - государственное. Люди стали больше смотреть каналы "Россия" и "Культура". Этот факт не вызывает сомнения и у генерального директора Международного пресс-клуба и руководителя исследовательского проекта с российской стороны Александра Чумикова. Увеличение рейтинга "Культуры" он считает своего рода "позитивным скачком": "Этим каналом стали серьезно заниматься. Министр культуры Михаил Швыдкой там - играющий тренер, он ведет прекрасную передачу. Плюс ко всему, там практически нет рекламы", - сказал г-н Чумиков в беседе с нашим корреспондентом.

Однако в целом современные СМИ, по мнению авторов исследования, соответствуют идеалу пока только по одному параметру - объему государственной поддержки. По другим показателям - полный провал: журналисты непрофессиональные, доверие общества к газетам и телевидению падает, этические нормы не соблюдаются, телеканалы и печатные издания зависимы и, по сути, перестали быть "четвертой властью". Обижают нашего брата-журналиста господа эксперты… На пути к подлинной демократии, согласно результатам исследования, нашим средствам массовой информации предстоит решить не мало задач. Если расположить их в порядке наибольшей актуальности, то на первое место выходит создание в стране общественного телерадиовещания.

Много сейчас каналов хороших и разных, телезрителю надо только кнопочку нажать. "Чем больше каналов в стране будут представлять качественный продукт, тем больше будет расти их рейтинг", - считает генеральный директор канала НТВ Борис Йордан. Среди каналов, чей рейтинг вырос в последнее время, г-н Йордан назвал "Россию", НТВ, а также СТС, ТНТ и "Ren-TV".

Анализируя данные компании "Gallup Media", можно выявить, что количество зрителей "России" увеличилось более чем на 15 %, а у "Культуры" поклонников стало больше, чем в три раза. "Россию" все больше смотрят в "прайм-тайм". И не только за счет "забойных" сериалов. Недостатка в рекламе на второй кнопке не наблюдается, как, в прочем, и на первой. Вряд ли тем, кто выступает за реформирование ВГТРК, стоит рассчитывать, что государство расстанется с каналом "Россия". Во-первых, государственный канал имеет право на существование. Особенно в нынешних отнюдь неспокойных условиях: люди хотят и должны знать мнение государства по самым различным аспектам - от наполнения бюджета до борьбы с терроризмом. Во-вторых, общественное телевидение вряд ли сможет быть интересным лишь за бюджетные деньги. Та же "Россия" укрепилась не только за счет выгодных коммерческих проектов и продуманной информационной политики, но и в немалой степени за счет рекламы. Руководство канала впредь и вовсе планирует перейти на самофинансирование, отказавшись в наступающем 2003 году от бюджетных денег. А люди все равно будут смотреть только то, что им интересно: и "Первый", окрещенный нынче "диванно-семейным", "буржуйский" НТВ и либеральный "ТВС" и развлекательный "СТС".

Выбор читателей