Бразилия отказалась от российских самолетов

Бразилия нанесла серьезный удар по российской авиапромышленности, отказавшись покупать наши самолеты.

Одним из первых распоряжений Луиса да Силва, президента Бразилии, вступившего в должность 1 января 2003 г., стала отмена конкурса на закупку новых самолетов для бразильских ВВС на сумму около $1 миллиарда. Таким образом, бывший рабочий металлургического завода и профсоюзный лидер начал реализацию своей предвыборной программы, направленной на борьбу с бедностью и голодом. Именно на решение этих двух проблем пойдут средства, ранее предназначенные для нужд военной авиации. Бразильская армия поддержала инициативу нового лидера государства, несмотря на то, что сейчас на ее вооружении находятся устаревшие французские истребители типа "Мираж". А вот российскому авиапрому подобные действия бразильского президента вряд ли придутся по душе. В отмененном конкурсе вместе с западными компаниями участвовали и отечественные конструкторские бюро. Причем, согласно сообщениям местной прессы, предпочтение отдавалось нашим Су-35 и МиГ-29.

Не секрет, что в отличие от западных стран, в которых основным заказчиком для предприятий военно-промышленного комплекса является государство, а экспорт – всего лишь дополнительное средство получения прибыли, российские производители военной техники выживают как раз за счет поставок продукции в азиатские и латиноамериканские страны. Российская армия не в состоянии обеспечить оборонной промышленности достаточную загруженность производственных мощностей и соответствующий уровень доходов. Победа в крупном тендере, аналогичном бразильскому, означает не только единовременную поставку определенного количества самолетов, но и дальнейшее их обслуживание и модернизацию, что также является существенной частью экспортных доходов отечественных производители боевой авиатехники.

В сегодняшних условиях для отечественного оборонного комплекса крайне важен каждый новый "импортный рубль". Во-первых, рынок вооружений не безразмерен и с каждым годом все более насыщается и сужается. Во-вторых, военной авиации досталось хорошее наследие от былой мощи советских времен, чего не скажешь об авиации гражданской. Поскольку подъем отечественного самолетостроения – один из приоритетов правительственной концепции реформирования отрасли первая призвана вытянуть вторую, для чего практически все относящиеся к авиации структуры будут соединены в холдинги. Со временем "милитаристские" АКБ "Сухого" и "МиГ" будут "скрещены" соответственно с "Илюшиным" и "Туполевым". Уже началось создание холдинга "Сухой". Однако вместе с новыми подразделениями компаниям зачастую достаются и их долги.

Кроме того, в последнее время на первый план выходит проблема разработки истребителя пятого поколения. Аналогичный боевой самолет уже вовсю испытывают США. Российский аналог жизненно необходим для того чтобы успешно конкурировать на внешнем рынке. В апреле прошлого года "Сухой" выиграл правительственный конкурс на создание перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Но, по оценкам специалистов, ни собственных средств компании, ни государственных субсидий под проект для успешного его завершения недостаточно. Значит, вопрос изыскания дополнительных средств встает как нельзя более остро.

В свете сложившегося положения утешает лишь тот факт, что бразильцы пообещали непременно вернуться к отмененному конкурсу не позднее, чем через год.

Читайте также

Выбор читателей