Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В совокупности новые портовые мощности с лихвой покрывают не только существующие, но и прогнозируемые на перспективу транспортные потребности по экспорту российской (а частично и казахстанской) нефти в северо-западном направлении. Появляется принципиальная возможность вообще отказаться от прибалтийских услуг по нефтяному транзиту. Тем не менее, нефтяной поток через страны Балтии, по всей вероятности, полностью не иссякнет – тому есть ряд причин: долгосрочные обязательства компании "ЮКОС" перед Литвой, технические факторы (к примеру, в зимний период в Финском заливе в отличие от незамерзающего Вентспилса приходится использовать ледоколы), изменчивость коммерческой конъюнктуры и т.п. Однако почти наверняка этот поток обмелеет вскорости до очень небольшого ручейка. Кстати, переориентации экспортеров на российские порты будет способствовать и такое обстоятельство как предстоящее вступление Эстонии, Латвии и Литвы в Евросоюз. Дело в том, что большинство их портов действует пока в режиме свободных экономических зон, а в ЕС это исключается. Соответственно, издержки грузоотправителей в итоге возрастут.
Страх лишиться транзитных доходов заставляет прибалтов предпринимать лихорадочные усилия сразу по нескольким направлениям. Первым делом, это попытки помешать реализации российских планов – дескать, строительство новых портов на Балтике, да еще этими безответственными русскими, таит в себе чудовищную экологическую угрозу. Правда, главным запевалой в хоре борцов за чистоту балтийских вод выступают не прибалты, а финны, тоже охочие до российского транзита. Финляндия даже инициировала независимую международную экспертизу терминала в Приморске, но здесь вышла промашка: мало того, что эксперты подтвердили высокую степень экологической безопасности терминала, так еще и поставили российский порт в пример финскому Порво. В отместку обиженные финны провели закулисные маневры в ЕБРР, в результате чего банк отказал "Транснефти" (оператору проекта БТС) в кредите на сумму 280 млн. евро.
В условиях обостряющейся конкуренции за российский транзит прибалтийские порты стараются завлечь грузоотправителей снижением тарифов и прочими "пряниками". Инструментом в этой конкурентной борьбе служит также привлечение российских нефтяников к участию в собственности и управлении портовыми комплексами. А ведь еще недавно при приватизации таких комплексов россиян не пускали даже на порог. Вспомним, например, как в 1995 году российские компании получили от ворот поворот при приватизации "Ventspils Nafta" или как долго "ЛУКОЙЛ" добивался, но так и не добился участия в управлении "Mazeikiu Nafta". Однако времена меняются. И вот уже "ЮКОС" приобретает в прошлом году контрольный пакет акций литовского концерна (кроме Мажейкяйского нефтеперерабатывающего комбината концерну принадлежит нефтеналивной терминал в Бутинге и Биржайский нефтепровод). Правое правительство Литвы отдало "Mazeikiu Nafta" под контроль американской Williams International Company (WIC), под руководством которой предприятие несло сплошные убытки ($115 млн. за 2000-2001 гг.). В конце концов WIC решила выйти из проекта, а правительство Бразаускаса было вынуждено согласиться на передачу стратегического для республики предприятия под контроль "ЮКОСа". При этом российская компания пообещала не только снабжать нефтью Мажейкяйский комбинат, но и обеспечить загрузку терминала в Бутинге. Кстати, Бутинга – единственный прибалтийский порт, который в 2002 году увеличил перевалку сырой нефти (грузооборот возрос еще в Таллинне, но через эстонский порт переправляются главным образом нефтепродукты, доставляемые туда железнодорожным путем).
По всей видимости, по аналогичной методе – создание благоприятных условий для российских инвесторов в обмен на гарантии транзитных поставок – будут действовать в Латвии и Эстонии. Так, уже делаются различные пассы, чтобы заманить российские компании участвовать в новом этапе приватизации "Ventspils Nafta". Собственно говоря, ничего другого латышам не остается: Вентспилс наиболее уязвим перед лицом интенсивного строительства новых терминалов в Финском заливе и более других прибалтийских портов пострадал от введения в эксплуатацию первой очереди БТС – объемы перевалки нефти через латвийский порт упали в 2002 году почти на 36%. А на I квартал текущего года комиссия правительства РФ по магистральным трубопроводам вообще не включила Вентспилс в перечень направлений транспортировки нефти, зато под завязку загрузила Приморск (как того и добивалась "Транснефть").
Вообще, резонен вопрос: не поздно ли прибалты спохватились? Суетиться надо было в середине 90-х годов, а не тогда, когда новые инвестиции в порты Прибалтики по существу утратили актуальность для российских нефтяных компаний. Это раньше нашим нефтяникам позарез нужны были твердые гарантии предоставления транспортных мощностей и благоприятных условий транзита, а в сегодняшней ситуации уже сами прибалты жаждут гарантий загруженности своих портов и предлагают выгодные условия. Странно, что в странах Балтии позже, чем в других (объективно менее "продвинутых") постсоветских республиках, стали отделять бизнес от политики. Ведь доходило до абсурда: местные фирмы, контролирующие "Ventspils Nafta", фигурировали в числе главных спонсоров националистических партий. Делать на России деньги и вкладывать эти деньги в проекты свертывания связей с Россией – просто в голове не укладывается, но так было.
Исторические обиды прибалтов хорошо известны. Однако не менее известна русская поговорка про одно симпатичное существо, которое тоже долго дулось на источник своего питания...
Стало известно, что творили украинские девушки