Безделушка в стиле ампир

Глядя на то, как весело поставлен "Петр Великий" в "Геликоне", места для серьезной критики не остается. Император в этом спектакле – милый ребенок, а не жестокий тиран, прорубивший окно в Европу

Любая вновь поставленная опера двухсотлетней давности воспринимается как музыкальный раритет. Тем более если речь идет о композиторе – авторе "песенки Графини" из "Пиковой дамы" Чайковского. Вернее, Петр Ильич, живший на сто лет позже Андре-Эрнеста-Модеста Гретри (1741-1813), однажды решил, что старая Графиня будет напевать арию из "Ричарда Львиное сердце" француза, к слову сказать, написавшего за свою жизнь шесть десятков опер, став при жизни Академиком и рыцарем ордена Почетного легиона.

На российской профессиональной сцене за последние два столетия оперы Гретри практически не ставились, театры довольствовались в основном итальянским репертуаром. И только сейчас, к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга стараниями посла Франции Клода Бланшмезона, разыскавшего партитуру комической оперы "Петр Великий", и театра "Геликон-опера" под руководством Дмитрия Бертмана в Россию пришла музыка этого композитора.

В опере "Петр Великий", поставленной в 1790 году, ярко проявился монархический образ мыслей француза, пережившего расцвет абсолютизма в Европе, одним из символов которого в XVIII столетии стал великий российский император.

В те времена, когда русские аристократы впервые познакомились с операми Гретри, их постановка было возможна лишь в дворцовых спектаклях Кускова или Останкина, где граф Шереметев тогда же и поставил несколько спектаклей этого композитора. Впоследствии сентиментальный сюжет "Петра" граф воплотил и в свою жизнь, женившись на крепостной актрисе.

По сюжету перед нами фантастическая сказка, где реальные события тщательно отлакированы промонархическим и сладким до приторности текстом. Впоследствии такую подачу оперного материала, когда музыкальные номера непринужденно мешаются с речитативами и разговорными сценами, во Франции стали именовать опереттой, которая процветает до сих пор. Да, перед нами скорее оперетта XVIII века, безделушка в стиле ампир. Хотя для произведения более чем двухсотлетней давности такой стиль кажется авангардным и даже в каком-то смысле "попсовым".

Глядя на то, как весело и размашисто поставлен "Петр Великий" в "Геликоне", места для серьезной критики не остается. В спектакле Бертмана "попсовость" того времени обыграна на уровне замечательных костюмов и декораций Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. Все персонажи, от царя до последнего матроса на строящемся на сцене корабле, одеты в камзолы и платья той поры, сшитые из джинсовой ткани разной фактуры, с заклепками и лейблами на карманах. Вся сцена, разноцветные паруса с кораблями, роскошные кринолины героинь, шляпы Меншикова и Лефорта, ботфорты императора выдержаны в тонах различных оттенков цвета "индиго".

Дирижер спектакля – знаменитый скрипач, народный артист России Сергей Стадлер, специально приглашенный Бертманом поставить эту вещь. Кроме того, что в "Геликоне" в роли дирижера скоро, наверное, отметятся все знаменитости, в первом акте оперы Стадлер исполняет скрипичное соло, что приводит публику в восторг. Этот вставной номер привносит дополнительный шарм в представление.

Дабы слегка осовременить парадный и сентиментальный сюжет, Бертман густо рассыпал по ткани представления всевозможные шутки, в которых дирижер вынужденно участвует. Занятно наблюдать как Стадлер, с его довольно специфическим для дирижера образом (это весьма крупный, отстраненный, неулыбчивый мужчина), управляет оркестром, отбивая такт ногами, явно получая удовольствие от этой "моцартоподобной" музыки, а также входит в диалог с артистами на сцене.

Поскольку "Петр Великий" по сюжету комедия, излюбленный жанр Бертмана, традиционно вносящего юмористические ноты даже в драму, всё поле этого очень живого спектакля насыщено мелкими, но хорошо заметными внимательному взору смешными деталями. Апофеозом комичности, вызывающим взрывы зрительского смеха, становится выезд в финале царя Петра на металлическом каркасе коня. Но не простого, а стоящего на постаменте, копирующем знаменитый памятник Фальконе.

Спектакль Бертмана отсылает публику ко времени, о котором сложилось столько легенд, пользуясь большим количеством визуальных символов той эпохи. В глазах пестрит от перьев, молотков, мачт и плотницких фартуков, ангелочков и картинных поз персонажей. И сам дух этого спектакля определенно наводит на мысль, что режиссер заставил свою труппу разыграть легкий жанр нарочито, чтобы современный зритель понял, как далеко разошлись представления о лубочной монархии с современной трактовкой.

В связи с этим стоит отметить, что, поставленная в 1790 году, эта опера сошла с французской сцены сразу после казни Людовика XVI и была восстановлена лишь в 2001 году в городе Компьене, а теперь вот и в московской "Геликон-опере".

Непритязательная вещица Гретри становится в один ряд со многими другими симпатичными пустячками, художественная ценность которых заключена в их возрасте и "незаигранности". Оперный Петр в этом спектакле, волей его создателей, навсегда останется милым ребенком, а не жестоким тираном, прорубившим окно в Европу. К юбилею основанной им столицы вполне можно позволить и такую трактовку.


Премьеру оперы "Петр Великий" можно увидеть на сцене "Геликон-оперы" 29, 30, 31 января и 1, 2 февраля.


Выбор читателей