Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Отведать первача впервые мне довелось в жестокие для пьющего россиянина годы антиалкогольного указа, на свадьбе моего соседа. Жидкость цвета ржавчины, разлитая по банкам, бутылям и бутылочкам, прибыла из подмосковной деревеньки с певучим названием Дерибрюхово. Тамошние мужики живительную влагу очень хвалили: "Эта, бляха-муха, ежели ее с вечера, к примеру, принять, то, япона мать, утром голова чистая, не то что, бёныть, от казенной. Правда, во рту потом словно кошки нас..ли!". Уж не знаю, из чего гнали этот забористый напиток, но дерибрюхинцы не лгали, особенно в той части, которая касалась кошек. Свадьбу мы отгуляли на славу: пара разбитых носов – и всё, даже за нож никто не схватился... ну а что жениху за шиворот вылили жбан рассола и невесте порвали дорогое платье – пустяки.
Затем, по мере разгула антиалкогольной вакханалии, когда из магазинов уже исчез непонятно каким ветром занесенный туда коньяк "Камю" по 40 рублей за пузырь, а изрядная часть граждан валялась в глубоком обмороке, потравившись продукцией парфюмерных фабрик, самогоноварение достигло апогея. Теперь деревня и город могли свободно общаться на одном языке, обсуждая достоинства и недостатки той или иной перегонной машины и сырья, из которого получалась необходимая для поддержания тонуса влага. Из товарооборота моментально пропали сахар и дрожжи. Но голь, как известно, сильна своей выдумкой: в ход пошли конфетки-карамельки и томатная паста. Мой дядя – самых честных правил – обожал томатовку. И в приготовлении ее настолько преуспел, что к нему на поклон приходили не только жители близстоящих домов, но и обитатели московских окраин. Действительно – хороша была, зараза: чистая, как Ева до грехопадения, и крепкая, как слово настоящего коммуниста. С одного стакана сознание расширялось так, что Кастанеде с его кактусами и не снилось, а уж после трех стопок можно было напрямую общаться при помощи телепатической связи с самими членами Политбюро ЦК КПСС. Эх, дядя, дядя, где теперь твой самогонный аппарат? И куда ты заныкал, подлец, рецепт своей томатовки?!
Сам я, увы, самогона не варил – не потому, что боялся стукачей-соседей, а из-за природной лени. Единственное, на что меня хватало, так это замутить "компот" в трехлитровой банке с медицинской перчаткой на горлышке. Когда "компотик" достигал стадии готовности, резиновая рука распрямлялась – и призывно махала растопыренными пальцами. Этот напиток шел на ура и казался не менее вкусным, чем изысканные марочные вина. Да, не случайно наши предки, прежде чем приступить к созданию национального напитка убойной силы, сначала варганили всевозможное вкусное питье из соков лесных и садовых плодов и ягод, реже – овощей. Они, правда, не отличались особой крепостью, но наряду с чаем, квасом или сбитнем украшали, как говорят историки, стол для приватных бесед, ими угощались в случае семейных и родовых торжеств.
Непосредственно же самогон получил на Руси признание где-то в начале XV века. Примечательно, что вплоть до 70-х годов XIX века главным принципом русских самогонщиков, если опять-таки историки нам не врут, было гнать как можно медленнее, используя для перегонки не более 45% объема имеющейся браги. Строго соблюдая принцип "лучше меньше, да лучше", изначально самогонщик не задумывался о прибыли – главной его заботой было качество напитка, для достижения которого он не жалел ни исходных продуктов, ни времени. Из 28 литров браги борец за качество получал только один литр самогона, который при вторичной перегонке и разбавлении давал 0,55 л водки наивысшего качества. Русские помещики предпочитали отечественную водочку заморским напиткам, в том числе и французским коньякам. А всё потому, что "самогоноварением" занимались исключительно для себя – а кто же станет потчевать дорогого гостя дурным вином? Да и используемые термины того времени – "курить вино" и "хлебное вино" – были далеки от современного понимания самогонки.
"Первый русский термин, определяющий процесс производства алкогольных напитков в домашних условиях, – пишет не известный мне автор, – появился только во времена кабака (шинка, корчмы), когда производство водки стало либо государственной регалией, либо было сосредоточено в руках дворцовой знати. Корчажничать – значило варить пиво, мед или брагу дома не на продажу, а для себя. Понятие корчмство возникло как альтернатива другому термину, шинкарству – продавать водку и другие алкогольные напитки на розлив (чарками) в питейном доме. Шинкарить – быть хозяином шинка". Но все хорошее когда-то кончается. Вскоре государство задумалось, а не взять ли производство горячительных напитков в свои руки, ведь прибыль от этого дела может выйти громадная. Правда, сперва запретительные меры касались только производства "самогона на продажу". Для себя варить было можно, это властями не преследовалось. Но уже к середине XIX века понятие "шинкарство" становится синонимом торговли алкоголем "из-под полы", а "корчажничество" – запретным изготовлением самогона. На рубеже XIX-XX веков, когда началась хорошо организованная государственная винная монополия, самогоноварение в европейской части нашей державы почти перестало существовать. Но как только вышло правительственное постановление о приостановлении продажи водки в связи с Первой мировой войной, шинкарство и корчажничество снова приобрело характер эпидемии. В крестьянской среде самогоноварение во время войны стало повсеместным. В 1915 году было зафиксировано более 6 тысяч случаев самогоноварения (в 1893 таковых было примерно 600). Кстати, сам термин "самогоноварение" окончательно утвердился только после Февральской революции.
Круто взялась за самогонщиков Советская власть. Декретом ВЦИК от 9 мая 1918 года "О предоставлении Народному Комиссару Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими" была установлена уголовная ответственность за самогоноварение. В статье 3 этого декрета говорилось: "Объявить всех... расточающих хлебные запасы на самогонку врагами народа, предавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не ниже 10 лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации...". С тех пор борьба с самогоноварением велась постоянно, но с переменным успехом. Об изготовителях домашнего "хлебного вина" то забывали, то вспоминали. В застойные годы на это дело вообще смотрели сквозь пальцы, хотя и клеймили самогонщиков в газетных фельетонах и на экранах. Советские люди тем временем потихоньку усовершенствовали установки. Сначала аппараты клепали из всего, что только под руку попадалось: из соковарок, скороварок и кастрюль. Затем в квартирах появились перегонные кубы, украденные из химических лабораторий... Короче, граждане совсем распоясались. Но тут власти опять вспомнили, что с самодельным зеленым змием нужно вести непримиримый бой. В 1985 году Совет Министров СССР издал постановление "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения", последствия которого остались в памяти многих – самогоноварение возросло во много раз.
Конец самогоноварению почти положили "демократические преобразования", поскольку в магазинах, палатках и ларьках появились дешевые суррогатные напитки: от мерзких польских "ликеров" до легендарного спирта "Рояль". Однако дефолт 1998 года и, как следствие, удорожание всего и вся, в том числе и алкоголя, заставили несгибаемых россиян достать с антресолей, чердаков и подвалов запылившиеся агрегаты и вновь приступить к увлекательному процессу самогоноварения.
Сегодня "огненную воду" собственного производства добывают те, у кого не хватает денег на дорогое качественное спиртное, потому что травить себя дешевыми напитками хотят далеко не все регулярно выпивающие граждане.
Ситуация резко изменилась
В стране опасаются, что не смогут перехватить российскую ракету