В России исчезают авиакомпании

Из почти 300 российских авиакомпаний только 50 обеспечивают 90% пассажирских и грузовых перевозок. Большинство мелких частных фирм не могут гарантировать необходимый уровень безопасности полетов

В России стремительно уменьшается количество небольших частных авиакомпаний. В одном только 2002 г. прекратили существование 42 воздушных извозчика. Однако, по мнению властей и представителей отрасли, это далеко не предел. По мнению генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева, ситуация, при которой на рынке действовало более 300 авиакомпаний, "не может считаться нормальной". Тем более что лишь 50 из них обеспечивали свыше 90% пассажирских и грузовых перевозок. Именно они и должны остаться.

Большинство из закрывшихся компаний были лишены сертификатов на право эксплуатации самолетов за несоответствие требованиям, предъявляемым Государственной службой гражданской авиации (ГСГА). В первую очередь, речь идеи о безопасности полетов. Мелкие авиакомпании, во множестве возникшие в середине 90-х гг., не имеют возможности обеспечить должный уровень технического обслуживания самолетов. К тому же и сами воздушные суда зачастую устаревших моделей. Власти должны создать барьеры на пути использования техники, которая в принципе "не может летать и не имеет права на жизнь", заявил Ю. Коптев. Таким образом государство обеспечит спрос на новые самолеты, что повлечет возрождение отечественного авиационного производства, которое переживает не лучшие времена. Недавно ГСГА подготовила новые правила сертификации, ужесточающие требования к безопасности полетов.

Другая важная причина "преследования" небольших авиационных фирм состоит в том, что, имея ограниченное количество самолетов (иногда - один), они не могут обеспечить взаимозаменяемость машин. А правила ГСГА предполагают наличие резервного самолета, чтобы внезапная поломка основного судна не привела к отмене рейса.

Сокращение числа авиакомпаний приводит к росту безработицы среди летного состава. По данным газеты "Финансовые известия", в прошлом году в России было уволено порядка 2 тыс. летчиков. Впрочем, исчезновение мелких авиаперевозчиков является отражением общей для многих отраслей тенденции укрупнения бизнеса. И многие эксперты и участники рынка оценивают это положительно. Так, генеральный директор "Красноярских авиалиний" Борис Абрамович заявил газете "Коммерсантъ", что сейчас "для российского рынка пассажирских авиаперевозок характерны дисбаланс между спросом и предложением, а также ценовой демпинг и лоббирование нужных авиакомпаниям административных решений. Конкуренция за передел потоков не приводит к росту емкости рынка, но отнимает ресурсы у авиакомпаний".

Выбор читателей