Гриф: комсекретно

Хождение по мукам закона о коммерческой тайне, похоже, может закончиться уже в мае. На дискеты и компьютеры наклеют ярлыки "Тайна!" Иначе конфиденциальная информация таковой считаться не будет

В настоящее время в Государственной думе находится на рассмотрении проект закона "О коммерческой тайне". Этот закон еще с ельцинских времен ходит по инстанциям и однажды уже был принят Федеральным собранием – в 1999 году. Тогда его отклонил президент Ельцин в соответствии, если не ошибаюсь, с третьей частью статьи 107 Конституции РФ. Фактическая причина отказа в существовании положению о коммерческих тайнах формулировалась следующим образом. "Отсутствие продуманной концепции правового регулирования отношений, связанных с охраной информации, составляющей коммерческую тайну, а также противоречие отдельных положений закона Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным законодательным актам Российской Федерации".

С приходом нынешнего президента к власти законодатели были вынуждены собраться с мыслями и таки продумать ту самую концепцию. В феврале этого года законопроект одобрил кабинет министров, а в двадцатых числах марта он был внесен на рассмотрение в Госдуму. Первое чтение в нижней палате запланировано на 25 мая. До этого момента остается не так много времени (две недели после праздников), за которое депутатам нужно, не расслабляясь, успеть "вычитать" текст документа. Кстати, с их темпами работы две недели – это действительно мало.

Видимо, в том числе и поэтому депутат Государственной думы Григорий Томчин и президент Фонда поддержки законодательных инициатив Инна Мангутова обратились к общественности с просьбой о помощи. В настоящее время уже приступил к работе "гражданский парламент", который, по замыслу организаторов, должен стать интерактивной трибуной для обсуждения законодательства. Предполагается, что любое замечание, высказанное в рамках его работы, может стать основой для внесения поправок в законопроекты.

К рассмотрению предлагается и злополучный закон "О коммерческой тайне". Его текст, в частности, определяет информацию, составляющую тайну, устанавливает законодательное ограничение на отнесение информации к таковой, устанавливает обязательность предоставления органам государственной власти, суда и прокуратуры конфиденциальной информации и определяет права обладателя коммерческой тайны. Кроме того, законопроект, как полагается, предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Получив на руки текст этого документа, "Утро" попыталось разобраться, в чем суть понятия коммерческой тайны, как ее представляют создатели законопроекта, и как ее собираются охранять. Оказалось, что на материальные носители с конфиденциальной информацией должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" (как в прежние времена, очевидно, гриф "Совершенно секретно"). Без такого клейма говорить о какой-либо тайне не представляется возможным. Кроме того, работодателю, располагающему секретами, следует договориться со своими сотрудниками, использующими эту информацию, о режиме сохранения тайны. Еще ему нужно иметь в сейфе перечень секретной информации, - только на таких условиях государство согласится защищать его интересы в рамках закона о коммерческой тайне.

Впрочем, как и в советские совсекретные времена, разглашение "тайны" все же одобряется государством, когда государству сие требуется. Лицо, передавшее конфинформацию судам или правоохранительным органам, освобождается от ответственности. То есть, как гласит положение законопроекта, "режим коммерческой тайны не может использоваться для сокрытия правонарушений и нанесения ущерба законным интересам государства, организаций и граждан". Так что стучать - можно. Что и неудивительно в нашем отечестве.

Выбор читателей