Окно в Европу. С решеткой

Россия сейчас следует опасной стратегии в отношении Европы. Мечтая "подсадить" ЕС на свои энергоносители, она сама всё сильнее "подсаживается" на нефтегазовую ренту

Совсем скоро мы будем праздновать 300-летие петровского "окна в Европу". Правда, теперь выясняется, что Петр I несколько поспешил с прорубкой этого отверстия: прошло каких-то три века, и Европа сама "прорубилась" к границам России – можно было и подождать. Европейский Союз совершает грандиозное расширение на восток, и через год будет граничить с Псковской и Ленинградской областями. Все необходимые для этого документы уже подписаны.

Можно искренне порадоваться за те страны Восточной Европы, которые наконец-то завершили свой нелегкий путь из Варшавского договора, СЭВ, советского лагеря, а иные – из самого СССР в свободную и богатую, родную и незнакомую единую Европу. Им, конечно, еще не раз придется затягивать пояса, догоняя экономически более развитых старожилов европейского дома, усваивать их "правила общежития" и отказываться от дурных "совковых" привычек. Однако они на этот счет спокойны: раз их взяли, значит, если что, поддержат. И морально, и материально (40 млрд. евро на три года – не так уж мало).

Другой вопрос – что будет с теми, кто не попал под волну расширения Европейского Союза, однако претендует на принадлежность к Европе. И еще – как будут строиться отношения ЕС с ближайшим окружением России (Украиной, Белоруссией) и с самой РФ?

Для европейцев, похоже, география немногого стоит: в Европейский Союз пригласили (да так и не приняли пока) даже Турцию, 90% территории которой находится в Азии. Лишь бы экономически и политически страна соответствовала "евростандартам". Однако технически всё упирается в необходимость "старожилов" субсидировать "новобранцев". Так, в итоге нынешнего расширения, ВВП Евросоюза вырастет на 4,6%, зато в пересчете на душу населения – уменьшится на 13%. А ведь бюджет ЕС не резиновый, и во имя расширения придется чем-то жертвовать. Германия, например, выступает за переброску на эти цели части сельскохозяйственных субсидий Евросоюза, но Франция против. В целом же стратегические планы ЕС таковы: сейчас он примет в свои ряды 10 стран, в 2007 году – Болгарию и Румынию, затем – балканские "осколки" Югославии и, возможно, Турцию. А далее возьмет в деле расширения "тайм-аут" на неопределенный срок.

Такие планы не исключают, однако, дальнейшего сближения с новыми соседями, например, Украиной, Молдавией и Белоруссией. Еще в ноябре прошлого года Брюссель выступил с "Инициативой нового соседства" в отношении этих трех стран. Предполагается установить некие "привилегированные" условия торговли с ними и включить их в орбиту интересов ЕС, сформулировав "долгосрочный и комплексный подход" к каждой из них. Нетрудно догадаться, что такой подход в итоге обернется потерей этих трех стран для России – выходом их из сферы российского влияния. Нашим "ответом Чемберлену" стала усиленная интеграция "четверки" (России, Белоруссии, Украины и Казахстана) на манер наднационального ЕС. Однако не факт, что этот полюс устоит перед мощным притяжением европейской интеграции, если, скажем, завтра Украину пригласят в ЕС.

Что же касается самой России, то ЕС имеет на нее совершенно другие виды. Европе нужен массивный стратегический партнер на востоке, однако она предпочитает держать его "на коротком поводке" антидемпинговых пошлин и шенгенских виз. Разговоры о Европе "от Парижа до Находки" или хотя бы "от Атлантики до Урала" вышли из моды. В отношениях между ЕС и РФ царит дух прагматизма и старых претензий друг к другу. Многие эксперты полагают, что, расширяясь на восток, ЕС подчеркнуто отгораживается от России, в том числе и посредством усиления таможенно-пограничных рубежей. Все российские предложения о безвизовом режиме и зоне свободной торговли с ЕС встречают в Брюсселе безусловное понимание... и сочувствие.

С тех пор, как стала вырисовываться перспектива вступления стран Восточной Европы в ЕС, Брюссель не перестает сулить России золотые горы. Расширение, дескать, значительно облегчит для нее прямой доступ к единому гармонизированному рынку в 450 миллионов потребителей. Россия выиграет от того, что на всей территории ЕС действуют единые административные процедуры, свод торговых правил и таможенный тариф, который в среднем ниже, чем в странах-кандидатах. О том, какое значение имеет для России режим торговли с Европой, говорят цифры: сейчас на ЕС-15 приходится свыше трети внешнего товарооборота РФ, а доля ЕС-25 в нём превысит 50%.

Недавно высокопоставленная представительница Европейской комиссии Франсуаз Ле Бай огласила итоги анализа последствий расширения, который был проведен совместно Центром европейских политических исследований и Российско-европейским центром экономической политики. Согласно этому исследованию, ожидается, что в результате расширения ЕС ускорится рост ВВП России, её экспорт увеличится на 4% в ЕС-15 и более чем на 1% в новые страны-члены, а благосостояние россиян возрастет на 2%. Кроме того, улучшится защита интеллектуальной собственности в РФ, а российские компании, сотрудничающие с Восточной Европой, станут участниками общеевропейского "игрового поля".

Однако российские эксперты не разделяют оптимизма брюссельских чиновников – напротив, всё чаще говорят о возможном ущербе. Руководитель департамента многосторонних переговоров МЭРТ России Елена Данилова заявила по этому поводу следующее: "Мы признаем, что в целом уровень таможенного тарифа в 10 государствах, вступающих в ЕС, снизится с 9% до 4%, действующих сейчас в Евросоюзе. Но в действительности нас интересуют конкретные позиции российского экспорта в присоединяющиеся страны Восточной Европы, положение по которым может ухудшиться". Речь идет об экспорте алюминия, минеральных удобрений, ряда химических товаров, древесных плитах, продукции сельского хозяйства. В частности, по оценкам экспертов Минэкономразвития, применение Литвой европейской пошлины на тепловыделяющие элементы для АЭС в 2,6% вместо существующей ныне нулевой пошлины приведет к удорожанию экспорта этой продукции в Литву на $1 млн. ежегодно. В ЕС предусмотрена также связанная ставка единого тарифа на импорт природного газа в размере 0,7%. Хотя она не применяется ни в одной из стран Союза, у России нет гарантий того, что страны-кандидаты не будут применять её в дальнейшем. Кроме того, переход 10 стран-кандидатов на европейские технические стандарты и санитарные нормы может повлечь за собой ущерб для российской экономики в размере около 6,5 млн. евро в год.

Особой темой двусторонних отношений давно является европейский антидемпинг. Теперь, когда Россия признана страной с рыночной экономикой, прежние антидемпинговые процедуры подлежат пересмотру. Однако Елена Данилова отметила чрезвычайно длительный срок их пересмотра (он достигает полутора лет) и бюрократическую сложность этой и других процедур в ЕС. Легко догадаться, что в связи с расширением ЕС тема антидемпинга неизбежно омрачит отношения России с Восточной Европой.

Но Европейскому Союзу сейчас не до таких мелочей – он мыслит более масштабными категориями: объединение Европы, конституция ЕС, Соединенные Штаты Европы... Эксперты отмечают тот факт, что в отличие от России, постоянно "проталкивающей" насущные и довольно "мелкие" вопросы двусторонних отношений, Евросоюз пытается сосредоточить внимание на долгосрочных программах и стратегиях. Главный научный сотрудник Института Европы РАН Юрий Борко утверждает, что это неспроста: "Опыт взаимоотношений с ЕС позволяет предположить, что суть подхода самих западноевропейских государств состоит в том, что Россия для них – стратегический партнер не сегодня и не завтра, а в перспективе, может быть, через 10-15 лет". То есть, Россия должна сначала как-нибудь сама решить свои социально-экономические проблемы, усвоить цивилизованные "правила игры", а Евросоюз тем временем приспособится к работе в условиях значительно расширившегося состава. Вот тогда – пожалуйста, заходите в гости. Уже сейчас Европейская комиссия активно продвигает такие масштабные по времени проекты, как программа энергетического сотрудничества (российские нефть и газ в обмен на европейские инвестиции), рассчитанная на 20 лет, и создание Общеевропейского экономического пространства, которое станет реальностью где-нибудь через четверть века. Если станет...

Россия сейчас следует опасной стратегии в отношении Европы. Мечтая "подсадить" ЕС на свои энергоносители, она сама всё сильнее "подсаживается" на нефтегазовую ренту. Она действительно превращается в то, что классики жанра именовали "сырьевым придатком". А с такими интегрироваться неинтересно – достаточно закупать у них ресурсы и поставлять ширпотреб... В этом случае настоящая интеграция с ЕС России действительно не светит – ей уготована роль "медведя на коротком поводке". С расширением ЕС этот поводок еще укоротится, а если Евросоюзу удастся "приручить" Украину, Молдавию и Белоруссию, то российский медведь окажется в настоящей западне. В итоге он все-таки попадет в Европу, но его там будут держать в клетке. Впрочем, нам не привыкать: на окне в Европу всегда стояла мощная решетка.

Выбор читателей