Кармадон: возможны новые жертвы

Нам, вероятно, придется пережить не один Кармадон. К сожалению, бороться с подобными стихийными бедствиями практически невозможно, равно как и предсказать дату и место будущей катастрофы




В ночь на 21 сентября прошлого года на Северную Осетию обрушилось несчастье, которое переживала вся страна. Такая уж у нас судьба: единство нации мы острее всего чувствуем тогда, когда нужно проявить сострадание. Только вот жалость не поможет погибшим людям.

Наверное, нет нужды обозначать снова имена собственные: Кармадонское ущелье, ледник "Колка", Сергей Бодров, съемки фильма "Связной"... Тогда, осенью, местные жители сообщили, что видели непосредственно перед трагедией, как машина съемочной группы Сергея Бодрова (главного героя всех сообщений, посвященных сходу ледника) направлялась к одному из тоннелей. Именно на этом факте строилось убеждение, что ребята не погибли сразу, что они не были раздавлены льдом, а оказались в плену внутри тоннеля.

Сначала была надежда найти живых. Потом – хотя бы останки. Казалось, нужно только пробить скважину и добраться до тоннельной пустоты. Но увы. Тоннель в Кармадонском ущелье, к которому так долго пробивались спасатели, оказался пуст: только грязь и вода. 13 мая МЧС рекомендовало правительству Северной Осетии прекратить работы вокруг скважины, ведущей вглубь ледника. 16 мая в СМИ появились сообщения о том, что МЧС выводит из Кармадона технику. Однако близкие погибших при сходе "Колки" по-прежнему упрямо хотят победить ледник. Теперь они намерены бурить лед собственными силами. Если спасателям не удастся убедить их в бессмысленности дальнейших поисков, возможно, у нас появится еще один повод объединяться в переживании: любительство в спасательском деле попросту опасно, тем более летом, когда ледниковые массы начинают подтаивать и трескаться.

В ледовой могиле, которую до сих пор так и не нашли, погребено более 100 человек. В первые дни после схода ледника казалось, что так – не бывает, что еще мгновение, еще день, еще неделя – и измученные, истощенные, но живые люди будут вызволены из ледникового плена. Будто бы вечером 21 сентября, уже после схода ледника, Сергей Бодров вышел на связь с дежурным МЧС по Северной Осетии и сообщил, что у съемочной группы все в порядке. Жаль, что он не сказал, где их искать... Быть может, эта новость в обстановке такого нервного дня была неправдой. Но она задала импульс многомесячным поискам, отчаянной незатухающей надежде...

В августе, за месяц до начала съемок, у Сергея и его жены Светланы родился сын. К тому времени их дочери Ольге исполнилось 4 года. Через два дня после трагедии жена Бодрова Светлана рассказала, что Сергей будто предчувствовал случившееся. В последнем разговоре по телефону со съемок в Северной Осетии, 19 сентября 2002 года, он сказал – необычным, грустным голосом, как если бы знал, что больше ни одного слова между ними не будет: "Береги детей".

Список оказавшихся под ледником членов съемочной группы "Yтро" приводило в одном из сообщений осенью прошлого года. Но, увы, этими именами количество жертв не ограничивается. Ледник накрыл несколько населенных пунктов, в зоне бедствия оказалось немало местных жителей. Дата 26 сентября указом президента Северной Осетии Александра Дзасохова в республике была объявлена днем траура.

Статистика тогда звучала набатом: к вечеру 24 сентября на месте схода ледника были обнаружены 10 тел погибших, а 97 человек официально вписали в список пропавших без вести. Надежды на чудо уже тогда почти не оставалось. Но все же чудеса оказались возможны. Сергей Сафонов, один из членов съемочной группы, смог самостоятельно выбраться из зоны бедствия и вышел к спасателям. Его коллега Дмитрий Шибнев остался в горах охранять киноаппаратуру. Еще семь участников группы не выезжали в тот день на съемки: Игорь Гринякин, Наталья Вотрен, Сергей Шульц, Елена Коноплева, Алексей Терновский, Сергей Виноградов и Александр Мезинцев. Как рассказывала потом Елена Коноплева, в тот день ее попросили купить крем от загара – вся группа сильно страдала от солнца.

Единственный спасшийся житель Нижнего Кармадона (селения, принявшего на себя удар ледника) – Руслан Кабанов – своей жизнью обязан Бодрову. Вот что он рассказывает: "В тот день в наше село прикатило несколько машин – "Газелей" и "ГАЗ-66" со съемочной группой. Вечером, около восьми, они собирались возвращаться в гостиницу во Владикавказе. Меня режиссер попросил договориться в верхнем селении Тменикау о съемке отары овец. Туда, к хозяину-овцеводу, я поехал уже под вечер на "УАЗе". На обратном пути натолкнулся на ледяные глыбы. В Кармадоне под снегом у меня осталась мама".

Профессионалы из отряда МЧС "Центроспас" спасли жизнь Батырбека Цебоева. 66-летний охранник мраморного карьера успел скрыться в момент схода селевого потока в штольне и просидел в ней двое суток. Спасатели вытаскивали его оттуда с помощью канатов. 24 сентября стало известно о том, что живы еще двое: пограничники Евгений Пронин и Евгений Щеголев, считавшиеся до того дня пропавшими без вести, дали о себе знать, выпустив несколько сигнальных ракет. Младший сержант Пронин, призванный из Алтайского края, и рядовой Щеголев, призванный из Свердловской области, проходят воинскую службу на заставе "Кармадон" Владикавказского погранотряда. В субботу, когда произошел сход ледника, пограничники находились в наряде по охране Государственной границы.

Выжили и оказавшиеся в районе "Колки" четыре молодых альпиниста из Минеральных Вод. Александр Пожаренко, Анатолий и Дмитрий Сухенко, Алексей Степанов находились в горах на соревнованиях по скалолазанию. Их тоже первоначально внесли в списки погибших... И, наконец, еще одна история удивительного спасения. Анна Дубровская, актриса театра им. Вахтангова, игравшая в "Связном" одну из ролей, вернулась со съемок в Москву 20 сентября – торопилась на спектакль, в котором была занята...

К величайшему сожалению, не исключено, что скоро подобные катастрофы станут объектом частого обсуждения во многих регионах планеты. Ученые считают, что Кармадон, погребенный под 3 млн. тонн льда и грязи, стал лишь одной из первых ласточек, обещающих постепенное, но обширное изменение климата во всех горных районах мира.

Изменения, происходящие с погодой, с трудом подаются статистическим подсчетам, поскольку претворяются в жизнь в течение очень длительного периода. Тем более, что эффект от них не всегда очевиден – некоторые регионы стали холоднее, другие – теплее. Московская весенняя погода этого года, кстати, тоже могла оказаться отражением "переходного" климата – то снег, то жара, то ветер. Сложно сказать, насколько сильно влияние глобального потепления на равнинные районы, но горы в этом отношении ведут себя практически одинаково по всему миру: ледники тают, угрожая серьезными последствиями живущим вблизи людям.

Так, за последние 100 лет в американском штате Монтана исчезло более 100 ледников – в среднем более одного в год. В Венесуэле остаются только 2 ледника там, где раньше их было 30. В Танзании, на горе Килиманджаро, уже растаяло около 75% прежней ледниковой массы. Проведенные в 1998 году исследования показали, что с 1850 г. в европейских Альпах площадь ледников уменьшилась на 30-40%, а их объем сократился вдвое. По результатам другого исследования, ледники в новозеландских Южных Альпах за последнее столетие потеряли 25% своей площади. Но хуже всего ледниковая ситуация в Гималаях – прошлым летом американцы исследовали состояние дел в горах и выяснили, что десятки горных озер в Бутане и Непале настолько переполнены талой ледниковой водой, что в ближайшие несколько лет могут выплеснуться и затопить окружающие деревни.

О глобальном потеплении толкуют уже давно. Но эти разговоры до последнего времени были как-то абстрактны – в основном оттого, что в фокусе дебатов находятся Арктика и Антарктика, где практически никто не живет. Однако всё убыстряющиеся перемены в горных регионах мира показывают, что потепление климата начинает сказываться уже и на "обитаемых", причем густонаселенных областях. В минувшее десятилетие перемены были особенно стремительными – семь из последних 10 лет держалась рекордно высокая температура.

Когда осадки в виде снега, падающего на поверхность ледника зимой, уменьшаются по объему, а годовые температуры в среднем поднимаются, массы льда начинают таять. Вниз сползают крупные обломки льда и стекает множество ручьев. Нередко талые воды скапливаются перед естественными или искусственными препятствиями, а затем внезапно их прорывают и устремляются потоком вниз, затопляя поселения. Разрушения могут быть огромными. А бороться с такими стихийными бедствиями почти невозможно, как и предсказать дату и место будущей катастрофы.

Выбор читателей