Президент играет с долларом

"Шоковая терапия" в виде девальвирования доллара может показать положительные результаты значительно быстрее, чем сокращение налогов и прочие "долгоиграющие" меры Буша-младшего




Всю минувшую неделю на мировом валютном рынке бушевали нешуточные страсти. Единая европейская валюта рвалась к заветной цели 1,2$/EUR, достигнуть которой, несмотря на прогнозы некоторых аналитиков, ей так и не удалось. За это время долларом было предпринято несколько успешных "контратак", убедивших рынок в том, что рассчитывать на легкое восхождение евро не приходится.

Диапазон колебаний пары евро/доллар в течение недели оставался весьма широким, что только усиливало царящую на рынке интригу. В начале недели евро достиг абсолютного рекорда – отметки 1,1932 $/EUR. Однако в четверг доллару удалось отбросить своего европейского соперника на отметку 1,1690 $/EUR, где тот и зафиксировал свой недельный минимум. "Ответный ход" "зеленого", надо сказать, не вызвал особого замешательства у приверженцев евро, курс которого в пятницу вновь поднялся – до 1,1922 $/EUR. Хотя в итоге евровалюте так и не удалось закрепиться на пиковых уровнях, дилеры сходятся во мнении, что борьба за цифру 1,2$/EUR продолжится и на этой неделе.

Наблюдая за драматическими событиями, разворачивающимися на валютном рынке, эксперты пока не могут прийти к единому мнению, во что выльется нынешнее противостояние в самое ближайшее время. Слишком уж много факторов как открытого, так и скрытого действия влияют сегодня на движение валют.

Притчей во языцех стало отношение американских финансовых властей к пресловутой идее "сильного доллара". Высказывания на эту тему высших лиц США зачастую настолько отличаются друг от друга, что создается впечатление отсутствия у руководства страны единого мнения по данному вопросу.

Последним и самым значительным "словесным валютным интервентом" оказался сам президент США. В прошлую пятницу Джордж Буш (в интервью российскому телеканалу РТР!) заявил о том, что по-прежнему привержен политике "сильного доллара" и считает, что американская валюта укрепится благодаря проводимой его администрацией экономической политике. "Политика моей администрации направлена на укрепление доллара, – заявил Буш. – Да, я понимаю, что рынок сам решает, насколько сильным он будет, и наша цель – это сильный доллар". И далее: "Мы верим, что правильная финансовая политика вызовет рост нашей экономики и рынок отреагирует на экономический рост укреплением доллара. В настоящее время доллар на рынке девальвирует, что противоречит нашей политике".

Буш безоговорочно увязывает неизбежное (на его взгляд) усиление доллара с результатами экономической политики, проводимой его администрацией. Вместе с тем, эта политика, основанная на снижении налогов и стимулировании экономики, весьма неоднозначно воспринимается как в США, так и за их пределами. Более того, значимых положительных результатов от ее проведения до сих пор не наблюдается, а ряд экспертов вообще сомневается в ее эффективности. Так или иначе, но о возобновлении роста доллара вследствие удачной реализации экономических идей Буша говорить преждевременно. Даже если предпринимаемые меры все-таки дадут положительный эффект, увидеть его можно будет лишь по прошествии определенного времени.

Это обстоятельство вызывает некоторое недоумение: выходит, что Буш накануне выборов собственноручно ставит себя в двусмысленное положение. Дело в том, что скорое (как раз к выборам) возвращение экономики США к устойчивому росту посредством предлагаемых им мер выглядит довольно сомнительно.

Но здесь самое время вспомнить об еще одном крайне важном обстоятельстве. Некоторое время назад ведущие американские экономисты заговорили о новой опасности для экономики США – опасности дефляции. Ранее мы уже говорили о том, что весьма действенным средством борьбы с этой и рядом других экономических напастей является девальвирование национальной валюты. Судя по двусмысленному отношению к "сильному доллару" со стороны ряда правительственных экономистов, нечто подобное сегодня уже проводится финансовыми властями для лечения экономики США.

Если это так, то выходит, что американскую экономику лечат куда более радикальными (и, одновременно, более рискованными) и действенными (будем надеяться) средствами, нежели "разрекламированная" президентская программа. "Шоковая терапия" в виде ослабления национальной валюты действительно может показать положительные результаты значительно быстрее, нежели сокращение налогов и прочие "долгоиграющие" меры. Аккурат к выборам...

Что же касается обещания вернуть доллару утраченные позиции после восстановления экономического роста, то его исполнение не составит особого труда и будет преимущественно "делом техники". Учитывая экономический потенциал США, добиться этого к выборам будет не так уж сложно. Более того, в усилении (в скором времени) доллара против евро и иены заинтересованы сами европейцы и японцы. Запас снижения ставок, способного охладит пыл евро, у Европейского ЦБ значительно выше, нежели у ФРС США. Это значит, что инструмент сравнительно быстрого возвращения к "сильному доллару" существует.

Таким образом, говорить сегодня о глобальных прорывах евро следует крайне осторожно. Чрезмерно самоуверенное, на первый взгляд, заявление американского президента на деле оказывается продуманным и адекватным. По крайней мере, оно имеет куда больше шансов оказаться реализованным, нежели идея его российского коллеги к 2010 году удвоить ВВП огромной страны.

Выбор читателей