Россия создаст собственный Boeing

После завершения реформирования российской авиапромышленности в стране останется только одна крупнейшая авиакорпорация, которая составит на мировом рынке конкуренцию Airbus и Boeing




Сегодня правительство РФ обсуждает процесс реформы авиапромышленности. С докладом по этому вопросу выступит гендиректор Росавиакосмоса Юрий Коптев. Интерес кабинета министров к данной проблеме не случаен. По оценкам отечественных экспертов, спрос на российскую авиационную технику в период до 2015 г. оценивается в $2,2 млрд в год. При этом львиную долю спроса занимает экспорт. На государственный оборонный заказ отводится 10-15% и 15% - на внутренний рынок. Государство, по мнению специалистов Росавиакосмоса, должно обеспечить благоприятные экономические и правовые условия для реструктуризации авиационной промышленности.

Концепция реформирования отрасли предусматривает создание крупных структур, объединяющих конструкторские бюро и производственные предприятия. Подобные системообразующие интегрированные структуры планируется создать на первом этапе реформы, завершение которого намечено на 2004 год. К 2006 г. должно остаться не более 5-7 укрупненных авиапромышленных компаний. А в конечном итоге выживет только одна крупнейшая корпорация, которая составит на мировом рынке конкуренцию Airbus и Boeing. Среди главных целей планируемых изменений - устранение дублирующих и избыточных функций в отрасли, а также интеграция со странами СНГ.

По данным Росавиакосмоса, на сегодняшний день в нашей стране работает 306 авиапромышленных предприятий. Из них 76 государственных и 230 акционерных обществ, из которых 123 образованы с участием государства. В отрасли трудится около полумиллиона человек. Объем производства авиатехники в 2002 г. составил 147 млрд рублей. В 2001 г. российская авиапромышленность выросла на 10%, а в 2002 г. - на 29%. На ее долю приходится порядка 70% всей военной продукции. Экспорт самолетов оценивается в $3,2 млрд и, как известно, занимает львиную долю всего экспорта отечественного вооружения - около 2/3 поставок. В 2002 г. за рубеж было поставлено 67 самолетов и более 100 авиадвигателей. В этом году объем авиационного экспорта прогнозируется на уровне прошлого года.

Продолжаются разработки новых моделей, начинаются испытания самолета Як-130 и завершаются испытания Су-27ИБ, уже готовы опытные образцы Су-25, Су-24М, МиГ-29. Ведется совместная работа "Сухого", "Ильюшина" и Boeing по созданию регионального самолета, а также вертолета Ми-38.

Однако далеко не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Около 40% авиационного оборудования катастрофически устарело, оно эксплуатируется уже более 20 лет. Также капитально устарел парк авиатехники. В основном, это самолеты и вертолеты, выпущенные еще в 60-70-х годах. К 2010 г. половина из 1,5 тыс. самолетов в России выработает свой ресурс, а к 2015 г. этот показатель увеличится до 83%. Ожидается, что с 2009 по 2011 гг. из строя будут ежегодно выходить по 200 единиц техники, предупреждают в Росавиакосмосе.

Выбор читателей