Лирический джаз из Канады

Канадская джазовая вокалистка Дайана Кролл раздвинула границы джаза и существенно расширила аудиторию поклонников этого стиля музыки




Низкий страстный голос Дайаны Кролл очаровал музыкальных критиков и любителей джаза во всем мире. Сегодня канадскую джазовую певицу ставят в один ряд с Эллой Фитцжеральд, Сарой Воон и Кармен МакРей.

Она начала учиться игре на фортепиано в возрасте 4 лет. В пятнадцать лет Дайана выступала в барах родного городка Нанаймо (недалеко от Ванкувера). После обучения в престижном музыкальном колледже "Беркли" в Бостоне Дайана переехала в Лос-Анджелес, где повстречалась с такими джазовыми мэтрами, как Джон Клэйтон, Джимми Роулз и Рэй Браун. Проведя три года в Лос-Анджелесе, Кролл уехала в Торонто и записала там свой первый альбом – Stepping Out. В 90-е годы Кролл стала стремительно набирать популярность. Три следующих ее альбома – Only Trust Your Heart, All for You и Love Scenes были очень успешными, но на вершину славы ее вознес диск When I Look in Your Eyes (1998).

На вопрос о музыкальных пристрастиях и кумирах Дайана явно не хотела отвечать. После некоторой заминки она назвала: Оскара Питерсона, Джона Колтрейна, Майлса Дейвиса, Тома Вейтса, Элвиса Костелло, Джимми Роулза и других великих исполнителей и композиторов. Дайане не понравилась просьба журналистов нарисовать стандартный портрет джазовой звезды: "С колыбели я уже пела как Фитцжеральд, мои кумиры такие-то, а я лишь продолжаю традицию".

Перечислив те имена, которые от нее ожидали услышать, она улыбнулась и сказала, что вообще-то все зависит от настроения. Отвечая на вопрос о своих любимых джазовых пианистах, Дайана, сама прекрасно играющая на этом инструменте, назвала, кроме Оскара Питерсона, малоизвестного в России Джимми Роулза. Он записал вместе с Кармен МакРей знаменитую пластинку The Great American Song Book.

Кармен МакРей, с которой можно сравнить Дайану Кролл, любила камерную сцену: бары, клубы, кафе. Именно в таких местах собираются истинные поклонники джаза. Но канадская джазовая вокалистка сумела вслед за своими гениальными предшественницами увести джаз от подвыпившей, свингующей, изможденной от любовных импровизаций публики в большие концертные залы. Она не предала своих поклонников, просто расширила их аудиторию.

Искренность Дайаны, отсутствие у нее малейших признаков звездной болезни обратили на себя внимание всех журналистов, присутствовавших на пресс-конференции.

Сравнение с МакРей помогает понять основную отличительную черту творчества Кролл, то, чем вообще отличается канадский джаз от американского. Дайана добавила к классическому свингу и бибопу лирический оттенок. Если бы она была поэтом, ее бы отнесли к медитативным лирикам.

Ее конек – джазовые баллады (хочется их назвать лирическими). В них певица обращается к пленникам одиночества. С ними лишь наркотический сон воспоминаний, дым сигареты и голос Дайаны Кролл.

Концерт в Большом зале Консерватории прошел в день Конституции Канады (1 июля). Кролл показала искушенной консерваторской публике все свои дарования: и чудесный вокал, и захватывающие импровизации на фортепиано.

Дайана поблагодарила слушателей за теплый прием, оказанный ей в России. (Произнося эти слова, она прижимала руки к сердцу.)

На бис она исполнила лирическую балладу, посвященную своему любимому учителю, пианисту Джимми Роулзу.

Выбор читателей