Турция не дождется газовой халявы

Не исключено, что в 2004 г. Международному арбитражному суду придется заняться рассмотрением конфликта между Россией и Турцией по поводу поставок газа по газопроводу "Голубой поток"




Противостояние между "Газпромом" и Турцией по поводу поставок российского газа по газопроводу "Голубой поток" обостряется. Этот конфликт длится уже почти полгода, и не исключено, что в 2004 г. рассмотрением проблемы придется заняться Международному арбитражному суду. Хотя, судя по официальным заявлениям, ни российской стороне, ни турецкой этого вовсе не хочется. Однако до сих пор все попытки урегулировать спорные вопросы мирным путем не дали никаких практических результатов.

Последняя из таких попыток была предпринята менее двух недель назад. Глава "Газпрома" Алексей Миллер лично отправился в Турцию с предложением снизить на треть предусмотренный контрактом объем поставок по "Голубому потоку" и предоставить льготный период по их оплате на 5 лет. Но предоставляющая интересы противоположной стороны компания BOTAS от предложений отказалась. Турция, упирая на то, что российские цены на газ в два раза превышают тарифы, по которым сама Россия приобретает газ в Туркмении, требует их снижения, причем весьма существенного. "Газпром" отказывается, мотивируя свою позицию необходимостью обслуживать многомиллионные кредиты, взятые на строительство газопровода. Гарантией оплаты этих кредитов является ключевое положение спорного контракта "бери или плати", согласно которому с 1 июля текущего года Турция обязана оплачивать законтрактованный объем газа вне зависимости от того, был ли он реально поставлен или нет. Анкара не настаивает на полной отмене упомянутого положения, но призывает использовать его только по мере необходимости. Определение меры необходимости Анкара, надо полагать, собирается оставить за собой, что вряд ли устроит Москву.

Впрочем, обе стороны единодушно утверждают, что переговоры будут продолжены, и компромисс рано или поздно найден без помощи международного арбитража. Пожалуй, им можно поверить. Вынесение проблемы на такой уровень одинаково не выгодно ни Турции, ни России. Позиция первой уязвима с юридической точки зрения благодаря тому самому пресловутому положению контракта. Однако и нашей стране нет нужды лишний раз давать мировой общественности повод обсудить вопрос ценообразования на российские энергоресурсы. Он и без того является камнем преткновения в переговорном процессе по поводу вступления России в ВТО.

Выбор читателей