Церковное "вино от плода лозного"

Считается, что кагор объединяет людей как с высшими силами, так и между собой. Однако это вино греет не только душу, оно помогает и телу. Его пьют небольшими дозами при простудах, желудочных болезнях и других недомоганиях




Кагор был первым алкогольным напитком, который я попробовал. Потому что именно этим вином меня причащали. Меня, кстати, всегда интересовало, почему именно кагор чаще всего выступает в качестве церковного вина. То, что вино для таинства Святой Евхаристии должно быть красным, понятно. Кроме того, что оно символизирует кровь, в "Настольной книге для свещенно-церковнослужителей православной церкви" на основании Книг Бытие (49.11) и Второзаконие (32.14) прямо указано: "Несомненно употребление Спасителем на тайной вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине, отчего называется в Священном Писании кровью гроздовой, кровью виноградных ягод". Однако нигде не говорится, что вино для причастия обязательно должно быть сладким. И что этим сладким вином должен быть именно кагор.

Вообще, в первые годы распространения христианства на Руси у православной церкви своего вина не было, оно ввозилось из Греции священниками-греками. Потом появились итальянские вина. Стоглавым Собором 1551 г. в монастырях допускалось употребление только так называемого фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем, с расширением зоны влияния христианства, особенно на севере страны, вино закупалось церковью на ярмарках у иностранных купцов. Свое собственное вино у нас появилось в начале XVII века, когда персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. В 1613 г. повелением царя Михаила Федоровича монахам поручили поставлять вино для церковного стола.

Со временем для церковного вина выработались определенные критерии. Никаких прямых указаний на то, какое именно вино надо употреблять для таинства, не было, но прихожанам, вероятно, больше нравились сладкие вина, более приятные на вкус. К концу XIX в. представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно крепком, полученном в результате брожения чистого виноградного сока без посторонних примесей. В 1902 г. на Московском съезде виноградарей и виноделов, в котором приняли участие многие церковные деятели, была официально подтверждена возможность использования в качестве церковного сухого красного вина. И это привело к тому, что к началу XX века в России было принято два типа церковного вина: сухое красное и крепленое красное типа кагор, причем последнее было более популярным. До революции для 48 тыс. церквей ежегодно требовалось около 300 тыс. декалитров кагора.

Название кагора происходит от имени французского города Каор (Cahor) – именно в этом небольшом городе растет специфический сорт винограда, из которого впервые было получено это вино. В конце XIX века при поддержке князя Голицына русскими виноделами была разработана собственная технология получения вин типа кагора из крымских сортов винограда. Причем во многом качество отечественного кагора превосходило качество вин, привозимых из Франции.

Кагор употребляется не только в церковных ритуалах, он хорош и для тесных семейных торжеств. Считается, что кагор объединяет людей как с высшими силами, так и между собой. Однако это вино греет не только душу, оно помогает и телу. Его пьют небольшими дозами при простудах, желудочных болезнях и других недомоганиях.

Выбор читателей